ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | КУЛЬТУРА | Почему стоит посетить выставку «В поисках утраченного амулета» в галерее НБУ

Почему стоит посетить выставку «В поисках утраченного амулета» в галерее НБУ

Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»

Почему стоит посетить выставку «В поисках утраченного амулета» в галерее НБУ

Выставка «В поисках утраченного амулета» проходит в Галерее НБУ. Экспозиция традиционных ювелирных украшений, созданных усто Шарифжоном Рауповым из Карши, рассказывает удивительную историю о том, как память о былом помогла праправнуку ювелира бухарского эмира найти своё призвание.

15 января 2025, 18:18  

Культура  

До 1 февраля в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) открыта выставка «В поисках утраченного амулета». Это новый проект исследователя Максуда Аскарова, который продолжает разговор о памяти — тонкой и со временем едва различимой нити, связывающей прошлое, настоящее и будущее. Со-куратором выступила искусствовед Сайёра Назарова.

С 2022 года в залах галереи разворачивались выставки, посвящённые поэту Чулпану («Рождение с дутаром»), публицисту Махмудходжа Бехбуди («Письмо из Самарканда») и движению джадидизма («Тоннель памяти»). Их объединяет восприятие забвения как большого несчастья, которое только может случиться с народом, обществом, человеком. Потеря исторической памяти и вместе с ней способности рефлексировать приводит к разрыву поколенческих связей, проблеме с самоопределением, неясному будущему.

Выставка «В поисках утраченного амулета» рассказывает удивительную историю ювелира Шарифжона Раупова из Кашкадарьинской области — современника, которому взгляд в прошлое помог увидеть своё призвание. По архивным фотографиям и материалам мастер возвращает к жизни традиции узбекского ювелирного искусства. В экспозиции представлены налобные (тилла-кош, боло-абру, такъя тузи), нагрудные (култик-тумор, буйин-тумор, зеби-гардон, джевак) украшения, серьги, восстановленные по образцам изделий Ташкентской, Ферганской, Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Хорезмской школ конца XIX — начала XX века.

Шарифжон Раупов.

Впечатление на исследователя произвело не только высокое техническое мастерство ювелира, но и его образ жизни — Шарифжон-ака будто проживает жизнь своего покойного прапрадеда Абдурауфа Карвонбоши, ювелира и доверенного сановника последнего эмира Бухары Саида Алимхана.

«У узбеков, таджиков есть интересная привычка: когда человек что-то делает, например, готовит или мастерит, он говорит „meni qo’lim emas, bobomni qo’li“ (в переводе „это не мои руки, это руки моего деда“). Шарифжон живёт в такой проекции памяти, которую он воссоздал и в которую всей душой поверил. Он стал ювелиром, как и прапрадед, которого никогда не видел. Построил дом в стиле старой Бухары, окружает себя всем антикварным, ходит в чапане и тюбетейке, потому что ощущает себя человеком XIX века. Происходит это в совершенно не туристическом Карши, где не бывает иностранцев, и это убеждает меня в искренности Шарифжона. Всё это не придуманный образ, он действительно так живёт и из этого состоит. Из-за этой удивительной истории, связанной с памятью, я и взялся за проект», — объясняет Максуд Аскаров.

Из поколения в поколение, как реликвию, передавали инструменты, и в каждом надеялись, что кто-то из потомков вернётся к родовому ремеслу, когда время это позволит. Дед Шарифжона-ака тоже об этом мечтал, поэтому вместе с внуком он пошёл искать скупщика металлолома, чтобы вернуть, главным образом, формы для чеканки бухарских монет, но следов не нашли.

«На мой взгляд, тогда Шарифжон обрёл нечто больше — нить памяти, связь с прошлым и глубокую эмоциональную вовлечённость в историю своих предков», — считает Максуд Аскаров.

Максуд Аскаров.

Те самые инструменты, которые принадлежали Абдурауфу Карвонбоши и которыми сегодня работает его праправнук Шарифжон Раупов, можно увидеть в галерее — куратор отвёл им место в центре выставочного зала. В витринах представлены железные щипцы и клещи, пинцеты, самодельный горн, набор медных, латунных и бронзовых штампов, а также вытяжные пластины для проволоки, сделанные из частей бухарских сабель — грозного оружия, разрушительную энергетику которого ювелир направил на созидание.

Экспонирование ювелирных изделий отличается от привычной музейной раскладки. По задумке кураторов украшения буквально парят в замкнутом воздушном пространстве витрин. Два фамильных ожерелья, которые принадлежали женщинам в семье Шарифжона Раупова, разместили между двумя листами оргстекла и повесили таким образом, что украшения можно не только со всех сторон рассмотреть, но и буквально примерить.

«Память — это всегда что-то телесное, что можно почувствовать, поэтому мы позволили украшениям дышать и вступать в диалог с посетителями», — объясняет Максуд Аскаров.

Выставка «В поисках утраченного амулета» в Галерее НБУ будет открыта до 1 февраля. До этого времени в планах кураторская экскурсия, намеченная на последние числа месяца, и мастер-класс ювелира Шарифжона Раупова, который состоится 17 января. Анонс экскурсии будет опубликован в Telegram-канале галереи или на странице Максуда Аскарова в Facebook.

Источник