Главная | ОБЩЕСТВО | «Мы хотим создать новое культурное наследие Узбекистана» — Гаянэ Умерова

«Мы хотим создать новое культурное наследие Узбекистана» — Гаянэ Умерова

Гаянэ Умерова.

Фото: Фонд развития культуры и искусства

Председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Гаянэ Умерова на сессии Ташкентского международного инвестиционного форума 10 июня рассказала о ключевых культурных целях организации и роли молодёжи в формировании будущего.

По словам Умеровой, Узбекистан сегодня активно работает над укреплением связей с международными партнёрами в области культуры, но при этом особое внимание уделяется сохранению и развитию собственного культурного кода.

Глава фонда подчеркнула, что при богатой истории и наследии, которые есть в Узбекистане, необходимо инвестировать и в будущее. Особенно важно это в контексте демографии страны: около 65% населения — молодёжь в возрасте до 30 лет.

«Мы обязаны думать о них, о будущем, а также создавать инициативы, в том числе глобальные, такие как, например, то, что мы делаем сейчас вместе с арт-директором Бухарской биеннале Диана Кэмпбелл. Она привлечёт большое внимание к городу не только из-за его древней истории, но и как к новому культурному центру региона», — заявила она на сессии «Креативная экономика: от культурного наследия к инвестиционному будущему».

Умерова отметила также уникальность Центра современного искусства (SAR), который реализуется при поддержке государства.

Реклама на Gazeta

«Никогда ранее культура не получала такой поддержки со стороны руководства страны, не было таких масштабных инвестиций в неё. Всё, чего мы достигли, стало возможным благодаря мощной поддержке нашего президента. Он действительно доверяет нашей организации, но ещё больше — он верит в молодёжь, в развитие потенциала и в то, что инвестиции в культуру — это инвестиции в будущее», — сказала она.

Отдельное внимание в выступлении было уделено культурному туризму. По словам Умеровой, сейчас в страну приезжают многие туристы, но часто лишь один раз — «„поставить галочку“».

«Чтобы туристы захотели возвращаться, необходимо создавать культурную инфраструктуру, интеграцию с мировой культурной средой и проводить мероприятия, которые будут проходить регулярно — биеннале, фестивали и тому подобное. Мы рассматриваем культуру и наследие как вдохновение — как движущую силу, которая помогает нам развивать сферу искусства и поддерживать устойчивый интерес международного сообщества к Узбекистану», — указала она.

Фонд развития культуры и искусства также делает ставку на молодёжь и развитие её потенциала.

«Очень важно заниматься развитием молодого поколения. Важно воспитывать молодёжь с пониманием глобальных процессов, но при этом с уважением к собственной культурной идентичности. Мы хотим, чтобы у молодых было чувство гордости за свою страну и народ. Только так можно двигаться вперёд и сделать так, чтобы они стали нашими проводниками в будущее», — подчеркнула глава организации.

Говоря о задачах фонда, Умерова подчеркнула, что их цель — это не просто проведение мероприятий, а создание новой культурной инфраструктуры:

«Сейчас мы реализуем проекты, такие как новый Государственный музей искусств, который строим совместно с известным японским архитектором Тадао Андо, Центр современного искусства и другие платформы. Это и есть наша цель — оставить в наследие новую инфраструктуру. Подобно тому, как много веков назад был построен Регистан, мы хотим создать новое культурное наследие страны».

«Коммерция следует за культурой»

Сара Раза. Фото: Фонд развития культуры и искусства.

Художественный директор открывающегося Центра современного искусства (CCA Tashkent) Сара Раза рассказала, почему новый институт способен стать «катализатором» для целого ряда отраслей — от туризма до малого бизнеса и ремёсел.

«Ташкент исторически был узлом Великого шёлкового пути — одной из первых форм глобализации. Во всех городах, где мне довелось работать, — от Лондона и Нью-Йорка до Ближнего Востока и Кавказа — я вижу одно: „commerce follows culture“ — коммерция идёт следом за культурой», — отметила Сара Раза.

По её словам, очень многое в бизнесе сегодня подстраивается под культурные тренды. Например, джентрификация — когда художники начинают селиться в определённом районе, вслед за ними открываются кафе, рестораны, туда приходят новые группы людей, и культура начинает повышать ценность этих районов.

Примером может служить музей Гуггенхайма в Бильбао: после открытия здания архитектора Фрэнка Гери маленький рыбацкий город «полностью преобразился» и сегодня принимает больше посетителей, чем нью-йоркский филиал музея.

«Это прекрасный пример того, как культура способна кардинально изменить облик города. Подобным образом Центр современного искусства в Ташкенте может стать источником трансформации — не только в сфере культурного туризма, но и в создании новых рабочих мест: откроются мастерские художников, будет спрос на ассистентов, ремесленные производства, кафе, студии, галереи», — сказала она.

Сара Раза считает, что центр может стать импульсом, катализатором культурной экономики в Ташкенте — как для его жителей, так и для региональных и международных партнёров.

«Это интересное взаимовлияние — как глобальные культурные центры взаимодействуют и влияют друг на друга. Культура играет в этом огромную роль. Её нельзя отделить от экономики. Хотя я работаю в сфере музеев, я прекрасно понимаю: культуру и коммерцию невозможно разделить, и это очень важный момент, о котором стоит задуматься», — заявила она.

Особый акцент CCA делает на работе с молодым поколением, поэтому частью образовательного процесса является «умение мыслить широко».

«Культура, как и искусство, не существует в вакууме. Образование тоже не происходит в изоляции. Учитывая, что в Узбекистане очень молодое население, неизбежно возникнет мощный импульс к социальным изменениям. Это может проявляться по-разному: в виде новых возможностей, карьерного роста, сокращения гендерного разрыва и многого другого», — пояснила Сара Раза.

Она верит, что Центр современного искусства благодаря своим будущим образовательным программам станет именно той площадкой, где всё это сможет развиваться.

«Одна из таких программ — это молодёжная программа, разработанная и управляемая самими молодыми людьми. Она рассчитана на подростков и молодёжь в возрасте от 16 до 22 лет — именно они будут двигать её вперёд. Самому молодому участнику нашей команды всего 19 лет. Он — студент архитектурного факультета, и именно он будет руководить этой программой», — рассказала Раза.

Бухарская биеннале пройдёт с 5 сентября по 20 ноября. В течение десяти очаровательных недель Бухарская биеннале будет проходить в древнем городе Бухара, где соберутся более 70 всемирно известных художников, музыкантов, архитекторов, поэтов, мастеров-ремесленников и знаменитых шеф-поваров.

Источник