Главная | ОБЩЕСТВО | Логистика «на автомате»: как цифровые сервисы помогают сэкономить на организации грузоперевозок

Логистика «на автомате»: как цифровые сервисы помогают сэкономить на организации грузоперевозок

Фарид Вахидов, директор представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU в Узбекистане, рассказал о тенденциях локального рынка логистики — взрывной интерес к цифровым инструментам, стремление автоматизировать рутинные процессы, чтобы снизить издержки и один из главных инсайтов, что компании, которые первыми внедряют технологии, уже сегодня получают заметные преимущества.

Узбекистан занимает высокие позиции по объёму автомобильных грузоперевозок в Центральной Азии. Только за первый квартал 2025 года перевезено 352 млн тонн, почти вдвое больше, чем в Казахстане и в десятки раз больше, чем в Кыргызстане и Таджикистане. При этом 92% грузов перевозится автотранспортом, и интерес к цифровизации логистики продолжает расти.

«Локальный рынок логистики очень активный и высококонкурентный, он развивается и качественно, и количественно. Однако о его зрелости говорить рано — уровень проникновения технологий в бизнес-процессы компаний остаётся сравнительно низким. Интерес компаний к автоматизации рутинных процессов в логистике растёт, и участники рынка, которые пробуют использовать в работе цифровые инструменты, получают заметные преимущества», — делится Фарид Вахидов.

Цифровизация логистики — глобальный тренд. Государство ставит задачу — интегрироваться в международную логистику, и чтобы Узбекистан мог это сделать, нужно соответствовать мировым стандартам. В условиях стремительно развивающегося рынка те, кто откладывает цифровизацию процессов, уже теряют позиции. Конкуренция растёт, и выигрывают компании, которые уже сегодня внедряют современные технологии.

Цифровые решения внедряются и на государственном уровне — переход на электронный документооборот, автоматизация таможенных процедур, запуск платформ стимулируют бизнес обратить внимание на выгоды от использования цифровых инструментов.

Преимущества цифровизации

В логистике цифровые решения незаменимы, поскольку дают возможность автоматизировать рутинные задачи, снизить риск ошибок и высвободить ресурсы для стратегических целей. Это особенно важно, поскольку повторяющиеся операции отнимают время и тормозят развитие, ведь логистика — это бизнес, для которого любое преимущество выражается в деньгах.

Специализированные платформы, такие как биржа грузоперевозок ATI.SU, объединяют всех участников рынка — грузовладельцев, экспедиторов, перевозчиков. На платформе есть автоматический поиск перевозчика по заданным параметрам, и эта функция существенно снижает трудозатраты логистов, помогая одному сотруднику за день обрабатывать больше грузов. Компания может расширяться, не увеличивая штат логистов, а значит, получает прямую финансовую выгоду.

Для компаний, работающих на международных маршрутах, будет полезен внутренний сервис биржи «Средние ставки», который даёт возможность отслеживать динамику цен на грузоперевозки по экспортным и импортным направлениям и способствуют эффективному пониманию рыночной ситуации, помогая установить конкурентоспособные расценки.

За счёт прозрачности процессов цифровые инструменты повышают уровень надёжности сделок. Например, все пользователи биржи имеют «Паспорт участника», в котором содержится много полезной информации. Так, в разделе «Рейтинг» репутация клиентов сервиса представлена в виде разноцветных звёзд, которые назначаются на основании надёжности и деловой активности на платформе. Прозрачные звезды означают, что участник не подтвердил свой статус, что может нести определённые риски. Красные звезды указывают на подтверждённый аккаунт с негативной репутацией. Зелёные — признак высокой степени надёжности и профессионализма. Чем больше звёзд у компании, тем выше доверие со стороны партнеров.

В рамках «Рейтинга» также фиксируются упоминания участников на форуме «Недобросовестные партнёры». Туда попадают компании, которые нарушали условия сотрудничества, и эта информация подтверждена юридической службой биржи. Благодаря проверке со стороны юристов исключаются случаи необоснованных или поддельных жалоб.

«Мы развиваем облачный сервис „Площадки ATI.SU“, который даёт возможность грузовладельцам и экспедиторским компаниям создавать собственные отдельные площадки и взаимодействовать на них со своими проверенными перевозчиками. Сервис интегрирован с „Биржей грузоперевозок ATI.SU“, которая занимает лидирующие позиции в России и странах СНГ, объединяя более 450 тысяч пользователей», — рассказывает директор представительства.

Сервис «Площадки ATI.SU» даёт возможность автоматизировать практически весь процесс организации перевозок и сэкономить до 80% рабочего времени сотрудников. Вместо рутинных операций — поиска перевозчика, переговоров, составления заявки, оформления документов, отслеживания статуса — все делает система. Специалисту достаточно только разместить груз, после чего перевозчик назначается автоматически, документы оформляются, а все участники получают соответствующие уведомления. Также сервис показывает информацию о статусе перевозки в реальном времени, от выезда водителя на загрузку до завершения разгрузки.

Кроме того, система помогает оперативно распределять грузы между перевозчиками не только по фиксированной ставке, но и через торги, в которых перевозку получает тот, кто предлагает более оптимальную цену. Пользователи сами определяют, кого допустить к торгам. Благодаря интеграции с биржей ATI.SU можно подключать не только своих экспедиторов и перевозчиков, но и всех надёжных участников биржи. А с помощью нового механизма «Сквозные торги» конкурс за груз проходит не только среди экспедиторов на площадке грузоотправителя, но и среди всех перевозчиков, с которыми эти экспедиторы сотрудничают. Это значит, что один груз автоматически отображается сразу на нескольких площадках, и в торгах могут участвуют тысячи конечных перевозчиков. В итоге грузоотправитель получает удобные условия и оптимальную цену.

В 2024 году число пользователей международной биржи грузоперевозок ATI.SU в Узбекистане выросло в 2,5 раза в основном благодаря «сарафанному радио»: довольные клиенты привлекают на платформу ещё несколько своих коллег. Бизнес видит реальную выгоду, и это главный мотиватор для подключения.

Телефон: (+998) 90−821−00−52.

E-mail: [email protected]
Сайт: ati.su

На правах рекламы.

Источник