Главная | ЭКОНОМИКА | Узбекистан отменяет двойное налогообложение на импорт

Узбекистан отменяет двойное налогообложение на импорт

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Сенат Олий Мажлиса Узбекистана на заседании 25 июня одобрил поправки в законодательство, отменяющие двойное налогообложение на импорт ряда товаров и услуг в рамках процесса присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО).

В частности, сенаторы отметили необходимость дальнейшей либерализации внешней торговли путём гармонизации законодательства с международными нормами, в том числе с соглашениями ВТО.

«Данным законом при отсутствии сертификата о происхождении товара отменяется практика применения двойной ставки таможенной пошлины по импорту к товарам, ввозимым в Узбекистан из стран, не имеющих в Таможенном кодексе режима наибольшего благоприятствования (РНБ)», — говорится в сообщении.

Кобул Турсунов.

Реклама на Gazeta

Заместитель председателя сенатского комитета по бюджету и экономическим вопросам Кобул Турсунов уточнил на прениях по поправкам в законодательство, что новая статья в Таможенном кодексе страны кодифицирует понятие РНБ.

«Таможенные пошлины в рамках утверждённых ставок применяются к товарам, произведённым в странах, с которыми Узбекистан применяет режим наибольшего благоприятствования, независимо от страны-отправителя или экспортёра», — сказал Турсунов.

Теперь пошлины по утверждённым ставкам применяются ко всем товарам из стран, с которыми у Узбекистана есть договорённость об РНБ, вне зависимости от того, откуда именно товар прибыл и кто его экспортировал.

Для остальных пошлины растут ступенчато — от 5% до 20% сверх действующей в зависимости от изначального уровня адвалорной (в процентной стоимости от товара) ставки:

  • для товаров с адвалорной ставкой до 10% — 5%,
  • с адвалорной ставкой от 10% до 20% — 10%,
  • с адвалорной ставкой от 20% до 30% — 15%,
  • с адвалорной ставкой от 30% и выше — 20%.

На первый взгляд, реформа может показаться косметической: согласно официальной статистике, 95% импорта Узбекистана приходится на страны — члены ВТО. Из них 61,4% — на страны с режимом наибольшего благоприятствования, а 32,3% — на партнёров по зоне свободной торговли. И лишь 6,3% товаров — с неустановленным происхождением.

Таким образом, нововведение касается как раз «серой зоны», которая формально и подпадает под прежнюю систему двойного обложения. Как пояснили эксперты, опрошенные «Газетой», теперь эта зона сжимается. Таможенные органы получают чёткие правила, бизнес — предсказуемые издержки, а государство — поступательное движение в сторону полноценного членства в ВТО.

То есть если станки произведены в Чехии (член ВТО и партнёр по РНБ), а экспортировал их посредник из Алжира — никаких двойных пошлин. Главное — происхождение. А вот если страна не входит в число «договорных» (тот же Алжир), либо происхождение товара не установлено — пошлина повышается: на 5−20% сверх действующей ставки, в зависимости от её размера.

Эти поправки позволят обеспечить добросовестную внешнюю торговлю, расширить масштабы импорта и экспорта за счёт гармонизации национального законодательства с положениями ВТО, заявили в Сенате.

Источник