Главная | ОБЩЕСТВО | «Дорожная инфраструктура — не просто цифры, а вопрос человеческой жизни». «Юксалиш» изучило проблемы в сфере БДД

«Дорожная инфраструктура — не просто цифры, а вопрос человеческой жизни». «Юксалиш» изучило проблемы в сфере БДД

Улица Шахрисазб в Ташкенте.

Фото: «Газета» (архив)

В апреле-мае 2024−2025 годов движение «Юксалиш» провело общественный контроль реализации задач по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предусмотренных в государственных программах Узбекистана на этот период. Результаты были опубликованы 24 июня.

Изучение стало продолжением исследований, посвящённых теме безопасности дорожного движения. В мае «Юксалиш» публиковало результаты опроса о безопасности улиц для пешеходов. В нём около 40% респондентов отметили, что дороги в их местности небезопасны для пешеходов, столько же оценили безопасность как «среднюю». Менее половины опрошенных сказали, что в их районе есть тротуары.

Согласно данным профильных ведомств, которые приводит «Юксалиш» в новом исследовании, в 2024 году было установлено и заменено свыше 53,7 тысячи дорожных знаков, размещено 313 указателей направлений и расстояний. Построено 136 новых светофорных объектов и реконструированы существующие, установлено 31 электронное табло.

Реклама на Gazeta

С начала 2025 года до 1 апреля по Узбекистану размещено более 12,6 тысячи новых дорожных знаков и заменены устаревшие, установлены 83 указателя направлений, построены 56 новых светофорных объектов, реконструированы старые и установлены 13 электронных табло.

«Однако в ходе изучения ситуации были выявлены проблемы в исполнении намеченных задач», — отметили в «Юксалиш».

Так, техническое состояние дорог на 14 обследованных объектах признано неудовлетворительным, а ремонтные работы проводились некачественно и с нарушением строительных норм.

Например, дороги по маршруту «Зафаробод — Чимкургон» в Джизакской области требуют ремонта и негативно влияют на безопасность движения.

В Андижанской области на 4−10 км автодороги 4К-92 «Андижан — Нефтепром — Тожикобод» ремонт выполнен с нарушением технических норм. На улице Фархад в махалле «Янги арик» Самаркандского района ремонт не проводился многие годы.

В восьми случаях нанесение дорожной разметки, установка и обслуживание знаков производились с нарушением стандартов, что создаёт угрозу безопасности движения.

В частности, в Юкоричирчикском и Паркентском районах Ташкентской области некоторые дорожные знаки установлены за деревьями, светофорами и другими объектами, что ограничивает их видимость.

В Карши на улицах Ислама Каримова, Мустакиллик, Насаф и Буюк Туран знаки скрыты за деревьями и ограждениями.

В 17 случаях в населённых пунктах, особенно у школ, рынков и в густонаселённых районах, тротуары либо пришли в негодность, либо построены некачественно. Например, пешеходный мост в махалле «Узумзор» в Маргилане в аварийном состоянии, асфальтное покрытие разрушено, металлические опоры проржавели.

В Хорезмской области из запланированных 42 км тротуаров построен только 1 км. В Джизаке из 3,2 км нового тротуара в махалле «А.Темур» почти 500 м не выровнены, в махалле «Октом» Фаришского района из 1 км тротуара около 100 м не покрыты асфальтом.

В шести случаях у школ отсутствуют предупреждающие знаки ограничения скорости до 30 км/ч, «зебры» и искусственные неровности.

Так, у школы №1 Музрабадского района отсутствуют знаки и разметка, обозначающие зону школы, пешеходный переход плохо виден. В Янгихаётском районе Ташкента на улице Навруз возле детсада после укладки нового асфальта оставлены открытыми люки, что представляет угрозу для детей.

Во время контрольных мероприятий движение уделило внимание недоступности дорожной инфраструктуры для лиц с инвалидностью.

Например, на автобусных остановках в Алтынкульском районе Андижанской области не учтены потребности таких граждан. В Карши на улице Насаф открыты арыки на тротуарах, что препятствует передвижению. У школы для слабовидящих в махалле «Маъзон» неисправен переход, имеются ямы, арык не перекрыт, что создаёт препятствия.

В Мирзо-Улугбекском районе Ташкента, например, на улицах Махтумкули и Шахрисабз нет условий для безопасного передвижения людей с инвалидностью, родителей с колясками и пожилых — отсутствуют пандусы и поручни, тротуары с перепадами. То же выявлено на улицах Фуркат (Шайхантахурский район) и Себзар (Алмазарский район).

В исследовании участвовали эксперты: заместитель председателя ассоциации предприятий Transkasb Насиржан Закиров, урбанист, автор блога Archemistry | Urban Искандар Солиев и специалист по устойчивому городскому и транспортному планированию Бобур Сираджев.

Эксперты обратили внимание на следующие проблемы:

  • в действующих Правилах дорожного движения и нормативных актах, которые касаются безопасности дорожного движения, много ошибок, логических противоречий и непонятных формулировок, что затрудняет реализацию;
  • не хватает дорожных знаков, в то же время в ряде мест они установлены избыточно, дублируют друг друга или неуместны (например, знаки «Остановка запрещена»);
  • дорожная разметка часто изношена, не соответствует стандартам, может провоцировать на нарушение;
  • технические стандарты (знаки, разметка, светофоры, дорожное покрытие) в основном приняты в 1986 году и не соответствуют современным требованиям;
  • штрафы за некоторые нарушения несоразмерно высоки с точки зрения социальной опасности и уровня доходов граждан, использование собранных средств непрозрачно;
  • преподавание ПДД в школах — низкого качества, не хватает квалифицированных преподавателей, сотрудники СБДД иногда слабо ориентируются в законах;
  • большинство дорог, остановок и переходов не адаптированы для людей с инвалидностью и родителей с колясками;
  • неясно, кто отвечает за отдельные участки дорог, что затрудняет их содержание и ремонт;
  • в дорожных проектах недостаточно внимания уделяется вопросам безопасности. Назначение МВД ответственным за установку знаков и разметку может привести к конфликту интересов.

Движение «Юксалиш» призвало ответственные органы обратить внимание на выявленные проблемы, напомнив, что дорожная инфраструктура — это не просто цифры, а вопрос человеческой жизни и безопасности.

Источник