Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Повышение тарифов на газ и электроэнергию и реформа системы субсидий в Узбекистане способствовали более сильным, чем ожидалось, фискальным результатам в 2024 году. Об этом говорится в отчёте международного рейтингового агентства Fitch Ratings, которое впервые повысило кредитный рейтинг страны.
Консолидированный дефицит бюджета Узбекистана в 2024 году составил чуть более 3% ВВП, что оказалось лучше целевого показателя правительства (4% ВВП). Этому способствовал рост доходов и сокращение субсидий на энергоресурсы — их объём снизился вдвое, до менее чем 1% ВВП.
Агентство прогнозирует, что в 2025—2026 годах дефицит бюджета будет в среднем на уровне около 3% ВВП при сохранении курса на сдерживание расходов. Реформы по увеличению налоговых поступлений могут создать дополнительный буфер.
Fitch также обратило внимание на прогресс реформ в секторе государственных предприятий. Их число сокращается, доли государства в 18 крупных компаниях переданы Национальному инвестиционному фонду, продолжается реорганизация и реструктуризация для повышения независимости и качества управления.
По данным агентства, отношение госдолга к ВВП (без учёта внешних гарантий) в ближайшие два года составит около 32% — заметно ниже медианы для стран с аналогичным рейтингом «BB» (около 54%). Почти 89% долга номинировано в иностранной валюте, но большая часть привлечена на льготных условиях. Средний срок погашения внешнего долга — более девяти лет.
Экономический рост в Узбекистане, по прогнозу Fitch, останется высоким — 6,3% в 2025—2026 годах (средний показатель среди стран-аналогов — 3,8%). В первом квартале текущего года ВВП вырос на 6,8% в годовом выражении.
Реклама на Gazeta
При этом сохраняется высокая зависимость экономики от России, которая занимает около 13,7% в экспорте, 20,4% в импорте и 77% в объёме денежных переводов.
Международные резервы республики увеличились с 41 млрд долларов на конец 2024 года до 49,7 млрд долларов к началу июня. Их объём способен покрывать внешние платежи более чем на 10 месяцев — что более чем вдвое превышает медиану для стран с рейтингом «BB». Вместе с тем почти 77% резервов приходится на золото, что подчёркивает уязвимость к колебаниям цен на сырьё.
Зависимость от экспорта сырья остаётся высокой — его доля в общем объёме внешних поступлений в 2024 году составила почти 30%. При этом растёт доля экспорта услуг — в 2024 году они обеспечили около 25% всех экспортных доходов (в 2021 году — только 14%).
Fitch также обратило внимание на динамику инфляции. Центробанк продолжает поэтапно внедрять режим инфляционного таргетирования и в 2025 году повысил основную ставку на 0,5 п. п. — до 14%. По прогнозу агентства, инфляция замедлится с 9% в 2024 году до 7% в 2026 году, но всё ещё превысит целевой уровень ЦБ (5%).
Банковский сектор остаётся стабильным: рентабельность собственного капитала составила около 7%, коэффициент достаточности капитала — около 17%, доля проблемных кредитов по национальной отчётности — 4%, хотя по стандартам МСФО она оценивается ближе к 10%. Долларизация депозитов снизилась до 24,5% в марте 2025 года (с 40% в начале 2020-го).
Доля льготного кредитования в общем объёме выданных кредитов снизилась до 23% в апреле 2025 года (с 28% в июне 2024 года). Однако она всё ещё значительна и ограничивает эффективность передачи сигналов денежно-кредитной политики.
В ESG-оценке Fitch подчеркнуло, что качество управления и контроль коррупции в Узбекистане всё ещё остаются на низком уровне по международным меркам.
Тарифы
С 1 мая 2024 года, спустя пять лет с момента предыдущего повышения, введены социальные нормы энергопотребления. Тогда базовый тариф на электроэнергию для населения в пределах социальной нормы вырос с 295 до 450 сумов за 1 кВт·ч (+52,5%), а на газ — с 380 до 650 сумов за 1 кубометр (+71%). При увеличении объёмов потребления тарифы значительно возрастают.
С 1 мая 2025 года произошло новое повышение тарифов. Базовая стоимость электроэнергии вырастет ещё на 33,3%, достигнув 600 сумов за 1 кВт·ч, стоимость газа увеличится на 53,8% — до 1000 сумов за 1 кубометр.
С 2026 года тарифы на электроэнергию и газ в Узбекистане будут ежегодно повышать с 1 мая с учётом инфляции, но не более чем на 10%, хотя со следующего года планировалось зафиксировать их минимум на три года.
Правительство Узбекистана ранее планировало продолжить субсидирование цен на газ и электроэнергию, несмотря на прошлогоднее и новое повышение тарифов. В 2025 году из госбюджета планируется выделить 12,3 трлн сумов в виде субсидий на газ, электроэнергию и теплоснабжение. По словам вице-премьера Джамшида Кучкарова, прекратить эту практику планируется только с 2028 года.