Главная | ПОЛИТИКА | Штрафы и тройной налог. Депутаты поспорили о законопроекте, накладывающем новые обязательства для фермеров

Штрафы и тройной налог. Депутаты поспорили о законопроекте, накладывающем новые обязательства для фермеров

Фото: Законодательная палата

Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 1 июля рассмотрела законопроект, который ужесточает ответственность фермеров за пустующие края полей. Чиновники называют меру «крайней» и обещают поддержку, но часть депутатов предупреждает о рисках для фермерских хозяйств.

О чём законопроект

Заместитель министра сельского хозяйства Кахрамон Юлдашев представил депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса проект закона, направленный на совершенствование системы выращивания сельскохозяйственной продукции.

Реклама на Gazeta

Документ разработан на основе постановления президента от 30 декабря 2024 года (ПП-465) «О мерах по увеличению объёма выращивания продукции с использованием дополнительных возможностей на сельскохозяйственных площадях».

По его словам, в последние годы в стране реализуется «ряд системных мер по интенсивному развитию сельского хозяйства, рациональному и эффективному использованию имеющихся земельных площадей, обеспечению населения гарантированными качественными и доступными продовольственными товарами».

При этом он подчеркнул, что численность населения республики приближается к 38 миллионам человек и ежегодно растёт примерно на 2%. По прогнозам, к 2030 году население может достичь 43 миллионов, что приведёт к увеличению спроса на продовольственные товары в 1,2 раза.

Замминистра обратил внимание, что более 45% сельхозугодий в стране подвержены разной степени засолению, из них 14% — средней и высокой степени. Это, по его словам, снижает урожайность и напрямую влияет на обеспечение продовольствием.

«Сегодня на более чем 30 тысячах гектаров зафиксированы случаи, когда вдоль полей не ведётся посев и не производится выращивание продукции в течение года. Это негативно сказывается и на обеспечении населения продуктами питания, и на ценах на рынках», — отметил он.

Для решения этой проблемы предлагается внести изменения в Налоговый кодекс и Кодекс об административной ответственности. В частности, предлагается определить Агентство карантина и защиты растений уполномоченным органом, который будет вести учёт и контроль за посевами соответствующих сельскохозяйственных культур или производством продукции по краям полей, на площадях вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей.

Согласно законопроекту, если до 1 апреля ежегодно не будут обеспечены посевы или производство продукции на таких территориях, для производителей сельскохозяйственной продукции предусмотрено начисление земельного налога в трёхкратном размере за все принадлежащие им сельхозземли.

Кроме того, в статью 65 КоАО могут внести дополнения. В частности, пользователи, арендаторы и субарендаторы сельскохозяйственных земельных участков, не выполняющие обязательства по посеву и производству продукции на краях полей, площадях вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей, будут оштрафованы на сумму от 5 до 7 базовых расчётных величин (от 1,87 млн до 2,625 млн сумов), а должностные лица — от 7 до 10 БРВ (от 2,62 млн до 3,75 млн сумов).

«На днях этот законопроект был рассмотрен во всех фракциях. Депутаты внесли очень обоснованные и своевременные предложения по его доработке. Конечно, для их учёта будет создана межведомственная рабочая группа», — отметил замминистра. Он признал, что «предусмотренные проектом меры достаточно жёсткие, но это крайние меры».

«Мы обязательно будем обучать всех землевладельцев, повышать их квалификацию, применять стимулирующие меры. При необходимости будут предоставлены рекомендации ведущих агрономов. Кроме того, будет оказана помощь в обеспечении семенами и саженцами», — пообещал Юлдашев.

По его словам, все меры направлены на то, чтобы «в условиях растущего спроса обеспечить достаток на столах наших граждан и максимально эффективно использовать каждую единицу земли — наше самое ценное богатство».

Возражения

Лидер Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) Улугбек Иноятов раскритиковал законопроект, указав на «односторонний подход» при его подготовке.

По его словам, документ в нынешнем виде может создать ряд финансовых проблем для фермерских и дехканских хозяйств и пользователей земель.

«Хочу подчеркнуть, что суть законопроекта сводится лишь к установлению требований и наказаний. При этом в нём не раскрыты чёткие механизмы, которые учитывали бы интересы другой стороны — то есть первичных и вторичных пользователей этих земель».

В частности, он привёл пример: «Если у фермерского хозяйства есть участок в 100 гектаров, из которых 2 гектара считаются краями полей, и если по каким-либо объективным или субъективным причинам один гектар этой полосы не будет использован, штраф и трёхкратный земельный налог применяются ко всему участку в 100 гектаров».

По мнению НДПУ, такой подход «вместо поддержки сектора может привести к коррупционным проявлениям».

Он также напомнил, что практика субаренды краёв полей обычно касается малообеспеченного населения: «В проекте предусмотрены лишь меры наказания, и я хотел бы обратить ваше внимание на то, насколько будут защищены интересы этих малообеспеченных семей».

Иноятов отметил, что прежде чем вводить штрафные меры, необходимо было чётко определить, какая часть земель относится к краям полей.

«Мы хотели бы призвать инициаторов не ограничиваться прямым штрафным воздействием на фермеров и предпринимателей, а предусмотреть нормы, которые будут их поддерживать и стимулировать к эффективному использованию земли», — подчеркнул он.

В заключение депутат заявил, что фракция Народно-демократической партии требует пересмотра концепции законопроекта.

Депутат от партии «Адолат» Манзура Салимова напомнила о принципе международного права, согласно которому «за одну и ту же ошибку нельзя назначать два наказания».

«Но, как мы увидели при рассмотрении данного законопроекта, для производителей сельскохозяйственной продукции, которые не обеспечат посевы или выращивание продукции на краях полей, предусматривается не одна, а сразу три меры воздействия», — подчеркнула депутат.

По её словам, первая мера — это расчёт земельного налога в трёхкратном размере, вторая — штраф до 10 базовых расчётных величин, третья — прекращение финансирования за счёт кредитных ресурсов для сельского хозяйства.

«Конечно, такой подход может поставить фермеров в тяжёлое положение, полностью остановить их деятельность и даже привести к банкротству. Считаете ли вы справедливым применение этих мер воздействия?» — обратилась Салимова к инициаторам проекта.

Ещё один депутат от «Адолат» Зухриддин Мавлонов, в свою очередь, заявил, что новый закон может фактически ввести ответственность за то, что не закреплено как обязательство.

«В основе данного закона лежит цель увеличить объёмы производства сельскохозяйственной продукции, обеспечить гарантированное продовольственное снабжение и эффективно использовать неиспользуемые земельные участки. Однако мы фактически устанавливаем ответственность за то, что ранее не являлось обязательством», — отметил он.

Мавлонов напомнил, что согласно статье 40 Земельного кодекса обязательство по посевам распространяется только на земли вокруг каналов и дренажных сетей. «В обсуждаемом законопроекте предусматривается отдельная ответственность и за сами края полей, а также за само производство продукции. Земельный кодекс таких обязательств не содержит. Введение нескольких видов ответственности за несуществующее обязательство может привести к конфликтам, росту числа судебных споров и несправедливой ответственности», — подчеркнул депутат.

Депутат от фракции «Адолат» Гулнорахон Абдувохидова напомнила о действующих указах президента, которые вводят мораторий на новые формы ответственности и обязательств для предпринимателей.

«Мы знаем, что в соответствии с указом президента от 28 февраля 2023 года (УП-27) с 1 июля 2023 года сроком на три года введён мораторий на установление новых видов ответственности и мер наказания для субъектов предпринимательства», — отметила депутат.

Она также напомнила, что указом от 19 марта 2025 года (УП-50) установлен дополнительный мораторий с 1 июля 2025 года по 1 января 2028 года на принятие норм, которые возлагают на малый и средний бизнес новые обязательства.

«Обсуждаемый законопроект, однако, вводит новые меры ответственности и обязательства для предпринимателей. На мой взгляд, эти нормы следует либо отложить до окончания моратория, либо привести проект закона в соответствие с его требованиями. Это обеспечит правовую стабильность и согласованность политики президента по поддержке предпринимательства», — подчеркнула Абдувохидова.

Поддержка

Депутат Равшан Мамутов заявил, что в прошлом году в статью 40 Земельного кодекса для землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельного участка внесено обязательство «обеспечивать посев оптимальных культур или посадку тутовых саженцев на площадях земельных участков сельскохозяйственного назначения вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей по краям полей».

Лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадиров выступил с поддержкой законопроекта.

«Мы тоже очень подробно обсудили этот законопроект во фракции, и, конечно, опасения наших депутатов в чём-то вполне обоснованны, — отметил Кадиров. — Но, как правильно сказал Равшан Аминаддинович, в законопроекте есть отдельные редакционные моменты, но сама инициатива абсолютно правильная».

По словам депутата, в ближайшие 5−10 лет во всём мире ожидаются серьёзные вызовы, связанные с продовольствием.

«Сегодня у нас в Узбекистане есть одна цель — использовать каждый клочок земли максимально эффективно. Именно эта цель заложена в этот закон. К сожалению, мы видим, что части земель, которые могут и должны работать, используются недостаточно. Да, мы высказали свои замечания — есть проблемы с обеспечением водой, особенно на общих участках, и что делать, если на полосах вдоль полей тоже будут проблемы с водой, а фермеров начнут наказывать?» — сказал он.

Парламентарий подчеркнул, что инициаторы проекта заверили депутатов: требования к фермерам не будут предъявляться, если им не созданы необходимые инфраструктурные условия.

«Для этого будет работать специальная комиссия. Если действительно комиссия создаст фермерам все условия и будет сделано всё, чтобы не остался ни метр земли без урожая, тогда, уважаемые депутаты, мы должны поддержать эту инициативу. Потому что продовольственная безопасность — это безопасность нашего народа», — заявил Кадиров.

По его словам, фракция поддержала концепцию закона в первом чтении и доверилась комитету, который ко второму чтению доработает редакционные вопросы.

Директор Агентства по карантину и защите растений Иброхим Эргашев в ходе обсуждения законопроекта напомнил депутатам, что постановление президента (ПП-465) от 30 декабря 2024 года стало «историческим шагом» для продовольственной безопасности и поддержки фермеров.

«Это не преувеличение, — подчеркнул Эргашев. — Во-первых, это вопрос продовольственной безопасности. Во-вторых — это доход, дополнительный доход для наших граждан и фермеров. В-третьих, за счёт получения дополнительного урожая создаются рабочие места, а перерабатывающие предприятия остро нуждаются в сырье — и это открывает для нас новые возможности», — сказал он.

По словам главы агентства, важная цель постановления — увеличить экспортный потенциал: «Все вы знаете, что в Китае реализуются масштабные программы не только по использованию краёв полей, но и по освоению пустынь. Если проанализировать, что мы сделали с декабря прошлого года, уже видно, что эта работа даёт результат».

«Основная цель — вовсе не штрафовать или увеличивать налоговую нагрузку на фермера. Первая цель — стимулировать производство дополнительной продукции за счёт эффективного использования земли», — добавил Эргашев.

Он рассказал, что по всей стране были созданы рабочие группы, которые провели 3600 семинаров для более чем 50 тысяч фермеров и 33 тысяч владельцев приусадебных участков. В областях Ферганской долины также прошли специальные обучающие тренинги с опытными фермерами.

«Мы ставили задачу — за счёт данных Кадастрового агентства засеять края полей на площади 30 тысяч гектаров. В первом этапе мы планировали 29 891 гектар — и превысили этот план, посадив свыше 30 тысяч гектаров. По полосам вдоль коллекторно-дренажных каналов был план на 10 тысяч гектаров — он также перевыполнен», — сообщил глава агентства.

Кроме того, по словам Эргашева, благодаря разъяснительной работе и инициативе самих землепользователей дополнительно выявлены ещё 70 тысяч гектаров пригодных для использования.

«Что я хочу сказать? Цель закона — максимально эффективно использовать каждый участок земли, получить дополнительную продукцию и поддержать фермеров через обучение и практическую помощь» — резюмировал он.

Лидер партии Либерально-демократической партии (УзЛиДеП), председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Актам Хаитов тоже поддержал документ.

«Законопроект, который мы сейчас обсуждаем, действительно вызывает вопросы. Вчера во фракциях тоже звучали вопросы — и это естественно, ведь речь идёт о крайне важном вопросе. Этот закон, с одной стороны, даёт нашим фермерам возможности, с другой — побуждает их к действию», — считает он.

Депутат напомнил, что ещё в прошлом году депутаты приняли поправки, которые «расширили права фермеров»:

«Принятый нами закон дал им такую возможность: мы предоставили право сдавать эти земли в субаренду сроком до 10 лет. Если у фермерского хозяйства много земли и оно не может само всё освоить, фермер может передать эти участки своим работникам, молодёжи или женщинам, проживающим в этом районе. Это важная норма, и мы внесли её и в Земельный кодекс, и в закон о фермерском хозяйстве», — сказал он.

Лидер УзЛиДеП подробно остановился на механизме реализации:

«На местах созданы рабочие группы, которые действуют на основании решений нашего президента. Каждая ситуация тщательно изучается и оценивается. Это не будет делаться вслепую. Руководитель рабочей группы района — это хоким района, его заместитель, прокурор района. Также в неё входят начальник отдела внутренних дел, представители Налогового комитета, аграрной сферы и водного хозяйства, совет фермеров, инспекция карантина, ассоциации махаллей — создан такой широкий состав, который помогает в вопросах посева», — пояснил Хаитов.

За принятие документа в первом чтении проголосовали 89 депутатов, 22 выступили против, 6 воздержались, 11 не голосовали.

В ноябре прошлого года на совещании президент сообщал, что фермеры, эффективно использующие периметры полей, получат льготы в виде дополнительных баллов в рейтинге предпринимателей, возможность оплаты в рассрочку земельного налога и другое. Каждой махалле планировалось передать по 100 саженцев лимона и винограда.

Напомним, в Узбекистане запрещена приватизация сельскохозяйственной земли. Она остаётся собственностью государства и может предоставляться фермерам и другим пользователям только в долгосрочную аренду. Такая практика сохранилась лишь в немногих странах мира.

Источник