Фото: Александр Лачининский / ФАО
Меры по борьбе с сезонным нашествием саранчи и её результаты обсудили на пресс-конференции в Ташкенте. Спикерами выступили начальник Службы по борьбе с саранчой и тутовой огнёвкой Агентства по карантину и защите растений Баходир Худойкулов и пресс-секретарь ведомства Сабина Садинова.
Сообщения о массовом скоплении саранчи на территории Узбекистана появились в соцсетях в мае. Распространились видео, на которых пользователи запечатлели нашествие насекомых на трассе между Бухарской и Хорезмской областями. Агентство отчиталось о проведении химической обработки на площади 4509 га.
В начале июня в социальных сетях появилась информация о растущем количестве саранчи в Ташкенте. Тогда агентство пояснило, что в столице периодически фиксируются случаи появления нестадных видов насекомых. Борьба с ними ведётся в том случае, если на квадратный метр приходится свыше 10 особей. В остальных случаях саранчовые не представляют угрозы и играют свою роль в экосистеме.
Реклама на Gazeta
Иллюстративное фото. Фото: Eldala.kz.
По прогнозу агентства, в 2025 году в Узбекистане саранча распространится на площади более 608 тысяч га. На 3 июля, когда проводилась пресс-конференция, от вредителей обработано более 549 тысяч га. Основная борьба велась на стадии личинок. Это, как подчеркнул Худойкулов, позволяет предотвратить более сложные и затратные меры на поздней стадии (имаго).
Особое внимание уделяется горным и труднодоступным районам. В последние годы из-за климатических изменений очаги саранчи перемещаются выше — до 2400 м над уровнем моря.
Наибольшая активность насекомых в 2025-м зафиксирована в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской и Ташкентской областях, а также в Каракалпакстане. Там же — наибольшие площади обработки.
В Кашкадарье и Сурхандарье территории с очагами саранчи находятся вблизи населённых пунктов, что требует особого контроля. Однако, по словам Сабины Садиновой, критической ситуацию назвать нельзя.
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты», начальник Службы по борьбе с саранчой и тутовой огнёвкой отметил, что нашествие саранчи в этом году не является полномасштабным — скорее, это сезонное явление, характерное для весенне-летнего периода. Каждый год с марта по июль в стране проводятся профилактические и химические мероприятия, интенсивность которых зависит от погодных условий, включая температуру, засуху и осадки.
«Саранча появляется каждый год, но это контролируемое явление. Мы разрабатываем ежегодные планы и действуем строго в соответствии с ними», — сказал Баходир Худойкулов.
Ежегодные планы борьбы с саранчой Узбекистан согласует с соседними государствами. В 2024 году проведены совместные мероприятия и мониторинг на приграничных территориях с Казахстаном и Кыргызстаном. В июне стороны подписали дополнительные меморандумы, направленные на усиление сотрудничества и предотвращение трансграничного распространения вредителей.
«Саранча не признаёт границ, — подчеркнул Худойкулов. — Именно поэтому мы проводим совместные наблюдения и обмен информацией. В этом году к нам не перешёл ни один опасный очаг извне».
Фото: Соцсети.
По словам специалиста, процесс размножения вредителя цикличен — каждые 8−10 лет фиксируется подъём численности. Этому способствуют и погодные факторы: при высоких температурах личинки быстрее выходят из кладки, что увеличивает темпы распространения.
В этом году в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Самаркандской областях саранча начала появляться уже 22 марта — на неделю раньше, чем в прошлом. Это связано с ранним прогревом почвы: при температуре +10 градусов Цельсия из яиц начинают вылупляться личинки.
Как отметила Садинова в беседе с «Газетой», благодаря своевременной обработке ни одно фермерское или дехканское хозяйство не пострадало. Сельхозкультуры защищены, прогнозируемого ущерба аграриям удалось избежать.
Обработка заражённых территорий проводится с помощью химических препаратов. Садинова пояснила, что они потенциально опасны для пчёл, скота и других представителей фауны, поэтому перед проведением работ в обязательном порядке рассылаются уведомления дехканским хозяйствам и пчеловодам, чтобы те могли временно переместить ульи и скот.
Помимо химических, исследуются и биологические методы.
«На тестовых участках применялись микробиологические препараты — грибки, поражающие саранчу. Их эффективность достигает 80%, но результат проявляется в течение 8−10 дней. В борьбе с саранчой даже один день имеет значение, поэтому сейчас мы используем химические препараты», — рассказала пресс-секретарь Агентства.
Фото: Агентство по карантину и защите растений.
С 2022 года в каждом регионе Узбекистана работают специализированные службы борьбы с саранчой. Для повышения мобильности и эффективности в распоряжение агентства переданы 52 опрыскивательные машины высокой проходимости, закупленные на средства государственного бюджета. По линии сотрудничества ведомства с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) Узбекистан получил 10 современных машин для химической обработки.
Для распыления также применяются пикапы, тракторы и ручные установки с мелкодисперсными системами. В ряде районов задействуют дроны, как это было в этом году в Бухаре, и дельтапланы — в Джизаке. Основные работы ведутся рано утром и поздно вечером — в это время препараты наиболее эффективны, а днём специалисты проводят мониторинг.
Баходир Худойкулов сообщил, что внедрена цифровая платформа Lokust.uz, позволяющая специалистам в режиме реального времени фиксировать очаги саранчи, отмечать места кладки яиц, стадии развития насекомых и плотность популяции.
С помощью GPS-навигаторов данные с мест поступают в электронную карту, что позволяет координировать действия, оперативно планировать обработку, отслеживать перемещения техники и анализировать динамику вспышек.
Система также может выводить аналитику — например, как перемещались очаги, какие районы чаще всего страдают от саранчи, как влияет климат и т. д. Это делает борьбу с вредителями более точной, эффективной и прозрачной.
По словам начальника службы, благодаря активной информационной кампании выросло число сигналов от граждан. Пастухи и жители отдалённых махаллей передают информацию о появлении вредителей. На оперативное реагирование повлияли и сообщения в социальных сетях.
«Соцсети стали для нас сигнализационной системой, — подчеркнул Худойкулов. — Некоторые сообщения недостоверны, но мы реагируем на все. Это усилило нашу бдительность».
По информации представителей Агентства, борьба с саранчой в стране находится на заключительном этапе. В эти дни обработка продолжается только в отдельных районах Каракалпакстана. В областях работы завершены, однако мониторинг продолжается.
Агентство по карантину и защите растений призывает граждан сообщать о заражённых участках по телефонам: 1288 или 71−202−10−00. Все услуги и химические средства предоставляются бесплатно.