Шерзад Рабиев.
Фото: Законодательная палата
Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 15 июля приняла в первом чтении законопроект «О порядке обращения пиротехнических изделий», которым предлагается законодательно ограничить оборот опасных видов пиротехники и ввести административную ответственность за незаконный оборот портативных лазерных излучателей.
Заместитель министра юстиции Шерзад Рабиев напомнил, что пиротехнические изделия относятся к объектам гражданских прав, оборот которых недопустим.
«Гражданским кодексом предусмотрено, что такие объекты должны быть прямо указаны в законе. В связи с этим мы выносим на рассмотрение проект закона, которым ограничения на оборот пиротехнических изделий закрепляются на законодательном уровне», — пояснил он.
Реклама на Gazeta
По его словам, в последние годы участились случаи незаконной реализации и использования пиротехники, что создаёт угрозу безопасности граждан и общественному порядку.
«Особенно это касается несертифицированной, подпольно произведённой пиротехники, незаконно ввозимой на территорию республики. Это требует усиления государственного контроля», — отметил замминистра.
Согласно представленному проекту, все пиротехнические изделия классифицируются по пяти категориям опасности.
Пиротехника первой категории (например, бенгальские огни, настольные фонтаны, хлопушки) с радиусом опасной зоны до 0,5 м может находиться в свободном обороте: производство, хранение и использование разрешены.
Изделия второй категории (петарды, уличные фонтаны и др.) с радиусом опасности до 5 м, напротив, представляют повышенную угрозу для людей и полностью запрещаются для использования гражданами и юрлицами.
«Полный запрет на оборот пиротехники второй категории был установлен постановлением Кабинета Министров №724 от 1 декабря 2021 года. Теперь мы предлагаем закрепить этот запрет на уровне закона», — пояснил замминистра.
Третья, четвёртая и пятая категории пиротехники включают более мощные изделия, использование которых требует специальных знаний и лицензий. К примеру:
- 3-я категория — фейерверочные батареи с радиусом опасности до 20 м;
- 4-я — крупные фейерверки с радиусом свыше 20 м, в том числе запускаемые с высоты;
- 5-я — спецустройства для гидрометеорологии, спасательных работ, в том числе сигнальные ракеты и железнодорожные петарды.
Их разрешено использовать только:
- при проведении массовых мероприятий — по согласованию с Министерством обороны;
- в промышленности — организациями с лицензией на обращение с взрывчатыми веществами;
- в оборонных целях — структурами, определёнными президентом.
Кроме того, в законопроект включено предложение о введении административной ответственности за незаконный оборот портативных лазерных излучателей (могут быть использованы против экипажей воздушных судов).
«В 2013 году правительство уже запрещало их ввоз и обращение, но меры ответственности до сих пор не были предусмотрены. Мы предлагаем восполнить этот пробел», — добавил Рабиев.
Он также отметил, что при разработке законопроекта был учтён опыт США, Канады, Великобритании, Швейцарии, России, Казахстана и Кыргызстана.
«Реализация предложений позволит усилить контроль над обращением пиротехники, предотвратить её незаконный ввоз и оборот, а также обеспечить защиту прав потребителей», — подчеркнул замглавы Минюста.
Депутат Зафар Худайбердиев задал вопрос, касающийся включения в законопроект норм об административной ответственности за незаконный оборот портативных лазерных излучателей. Он обратил внимание на несоответствие содержания документа его названию.
«Если обратить внимание на название законопроекта — „О порядке обращения пиротехнических изделий“, то возникает вопрос: почему в статье 185−12 Кодекса об административной ответственности вводятся санкции в отношении портативных лазерных излучателей, тогда как они не отражены в самом названии? Они что, относятся к пиротехнике? Если относятся — это нужно чётко указать. Если не относятся — почему не указаны в названии?» — спросил депутат.
Он также отметил разницу в предлагаемом уровне санкций:
«Законопроект предусматривает ответственность за незаконное производство, хранение, транспортировку, ввоз и использование и пиротехники, и лазеров. Но за использование лазеров штрафы выше, чем за использование пиротехники. Почему? Есть ли разница в степени общественной опасности?»
Заместитель министра юстиции в ответ пояснил, что портативные лазеры не относятся к пиротехнике, но представляют схожую угрозу.
«С точки зрения предмета регулирования — это отдельная категория. В 2013 году постановлением правительства №50 уже был установлен запрет на ввоз, производство и хранение таких лазеров. Однако до сих пор меры ответственности за это не были предусмотрены», — отметил он.
«Да, лазеры не относятся напрямую к пиротехническим изделиям, но по своему назначению и рискам — угрозе гражданам и общественному порядку — они близки. Поэтому предложено объединить эти инициативы в одном пакете. Вы правильно отметили, что с точки зрения структуры закона это может вызвать вопросы, и мы готовы к обсуждению и доработке во втором чтении», — добавил он.
Почему штрафы за лазеры строже
Отвечая на второй вопрос депутата, Рабиев отметил, что по пиротехнике уже существует как административная, так и уголовная ответственность — в частности, по статьям 250 и 250−1 Уголовного кодекса. В отдельных случаях, например, если нарушение приводит к гибели людей или тяжким последствиям, предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.
Что касается ужесточения ответственности за использование лазеров, он пояснил:
«Сегодня в Узбекистане не производится пиротехника второй категории, она вся незаконно ввозится. Основной проблемой стало не производство, а использование. Например, в 2024 году количество правонарушений по данной категории выросло вдвое, меры были применены в отношении 2891 человека».
«Именно поэтому предложено усилить наказание за незаконное использование, а не за производство. Ответственность дифференцирована в зависимости от практики нарушений и степени их общественной опасности», — сказал Рабиев.
Законопроект теперь должен быть рассмотрен во втором и третьем чтениях перед отправкой в Сенат.