Главная | ОБЩЕСТВО | Дети с особыми образовательными потребностями в Узбекистане будут обучаться в центрах раннего развития

Дети с особыми образовательными потребностями в Узбекистане будут обучаться в центрах раннего развития

Иллюстративное фото.

Фото: Орифжон Хошимов / Gazeta

Центры раннего развития будут созданы в пилотных регионах Узбекистана, а затем по всей стране. Об этом говорится в постановлении Кабинета министров от 14 июля.

В центры будут принимать детей с особыми образовательными потребностями и неохваченных дошкольным образованием, в первую очередь из семей, включённых в реестр малообеспеченных.

Основные задачи центров раннего развития — создание равных возможностей доступа к дошкольному образованию, адаптация ребёнка к обществу и продолжению образования, всестороннее развитие ребёнка по возрасту, в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Реклама на Gazeta

Центры могут создаваться на базе общеобразовательных школ, государственных дошкольных организаций, учреждений профессионального образования и других социальных объектов с низким коэффициентом загруженности.

На первом этапе в 2025 году такие центры будут созданы в 50 районах и городах, а на втором — в 2026—2028 годах — повсеместно, на этом этапе их количество по стране достигнет 158.

В Ташкенте первые три центра появятся в Мирабадском, Шайхантахурском и Юнусабадском районах. В последующие годы центров откроется ещё 9, из них 5 — в 2026 году, 3 — в 2027 году и ещё один в заключительный год реализации проекта.

Обучение и воспитание в центрах будет проводиться по моделям «игровой группы» для детей 3−6 лет и «специальной дошкольной образовательной услуги» для детей 2−7 лет с особыми образовательными потребностями.

Специальная дошкольная образовательная услуга

Модель «специальной дошкольной образовательной услуги» предполагает, что к детям с особыми образовательными потребностями педагоги будут приходить на дом для проведения занятий. С воспитанниками будут заниматься дефектологи, логопеды, психологи на основе индивидуальной программы обучения и воспитания для каждого ребенка.

Каждый педагог может посетить до 6 семей в день по утверждённому директором центра графику. Занятия проводятся по 40 минут. Предусмотрена также беседа с родителями о развитии их детей в течение 20 минут и предоставление им консультации.

Для оказания «специальной дошкольной образовательной услуги» у воспитанников должны быть заключения психолого-медико-педагогических комиссий, а также необходимо заявление родителей.

Игровая группа

Модель «игровой группы» предполагает организацию занятий на базе центров раннего развития в течение 3,5−4 часов.

Эти группы будут работать в две смены для 25−30 детей дошкольного возраста, без дневного сна.

До половины групп могут быть инклюзивными, в каждой из них могут обучаться до 3 детей с особыми образовательными потребностями.

Компенсации для родителей

С 1 августа будет введён порядок частичного возмещения из госбюджета родительской платы за содержание детей из отдельных категорий семей, принятых в частные дошкольные образовательные организации.

Компенсации могут быть в размере 40% от родительской платы за содержание ребёнка. Их будут выделять из расчёта фактического числа детей из семей отдельных категорий, посещающих детсад.

В 2019 году по проекту Всемирного банка планировалось организовать программу раннего обучения в игровых группах у детей 3−6 лет в районах, где отсутствуют детские сады. В 2021 году правительство принимало положение об инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Источник