Фото: Машиностроительный дивизион «Росатома»
В мае 2024 года Узбекистан и Россия подписали контракт на строительство атомной станции малой мощности (АСММ) в Джизакской области. Спустя год на заводе государственной корпорации «Росатом» в Санкт-Петербурге началось изготовление первого элемента реакторной установки.
Корреспондент «Газеты» Шахриёр Исмаилходжаев в рамках пресс-тура посетил предприятие «АЭМ-Спецсталь», посмотрел, как производится реакторное оборудование и расспросил представителей «Росатома» о проекте строительства малой АЭС в Узбекистане.
Атомная станция малой мощности (АСММ), которую построят в Джизакской области, по последним данным, будет иметь общую мощность в 110 МВт и состоять из двух реакторов по 55 МВт каждый.
Реклама на Gazeta
В основе проекта лежит водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200Н — адаптация судовой установки РИТМ-200, разработанной для атомных ледоколов, к наземному размещению. Наземных АЭС с этими реакторами ещё не строили.
Первый блок малой АЭС в Узбекистане планируется ввести в эксплуатацию до конца 2029 года, однако запуск аналогичного проекта в Якутии перенесли с 2028 на 2030 год.
Как делают детали для реактора
В мае на металлургическом заводе «АЭМ-Спецсталь», входящем в машиностроительный дивизион «Росатома», был отлит первый слиток из легированной стали весом 205 тонн. Из него в дальнейшем будет изготовлен фланец корпуса реакторной установки РИТМ-200Н.
Завод «АЭМ-Спецсталь» — это первая ступень производственно-технологической цепочки, он обеспечивает металлом все этапы создания оборудования для ядерной энергетики, топливно-энергетического комплекса и других отраслей промышленности, включая государственный оборонный заказ.
Предприятие работает над заготовками для корпусов ядерных реакторов ВВЭР — в Узбекистане, помимо АЭС малой мощности, планируют построить и классическую, оснащённую этим типом реакторов, — и РИТМ-200 для ледокольного флота и малой атомной энергетики. Здесь также производят оборудование первого контура для 13 энергоблоков АЭС, которые «Росатом» строит за рубежом.
Изготовление заготовок для реакторного оборудования начинается с выплавки стали. В сверхмощной дуговой сталеплавильной печи расплавляют металл, температура которого достигает 1700 градусов Цельсия. Ему придают необходимые химические свойства, после чего он направляется в сталеразливочный ковш для внепечной обработки — вакуумирования, корректировки состава и подогрева.
Разливку стали проводят в вакуумной камере, что позволяет дополнительно рафинировать металл. Полученный слиток выдерживают в специальной камере для кристаллизации жидкого металла, где он остывает, а затем направляется в кузнечно-прессовый цех на ковку.
Во время ковки слитка ему придаётся необходимая форма. Затем заготовку направляют на механическую и термическую обработку, где обеспечиваются требуемые механические характеристики материала.
Механическая обработка ведётся на крупногабаритных токарно-карусельных станках: слой за слоем они убирают лишний металл, чтобы привести заготовку в точное соответствие с чертежами.
Корпус реакторных установок РИТМ собирают на заводе «ЗиО-Подольск» в Подмосковье — предприятие, которое также входит в состав машиностроительного дивизиона «Росатома». На «АЭМ-Спецсталь» будут изготовлены заготовки для всех шести реакторных установок малой АЭС, которая строится в Узбекистане.
«Росатом» — о референтности технологий малой АЭС в Узбекистане
На пресс-конференции и. о. директора проектного офиса АСММ машиностроительного дивизиона «Росатома» Виталий Пакерманов заявил, что малая АЭС в Узбекистане будет полностью спроектирована инжиниринговой компанией «Атомэнергопроект» — дочерним предприятием «Росатома».
От Узбекистана в проекте принимают участие Агентство по атомной энергии («Узатом»), Дирекция по строительству атомной электростанции и частная компания Enter Engineering.
Согласно условиям контракта, «Росатом» обеспечит поставку оборудования и реакторной установки, а для части оборудования, включая сухие градирни, Узбекистан самостоятельно выберет заказчика. Однако любые изменения в проекте должны быть согласованы с генеральным проектировщиком, подчеркнул он.
Представитель «Росатома» признал, что опыт использования реактора РИТМ-200 в наземном исполнении «пока ограничен», но заявил, что «Росатом» не сомневается в надёжности реактора.
«Атомному ледоколу, чтобы проломить лёд, нужно подниматься и бить по нему. Соответственно, два реактора, которые на нем установлены, постоянно испытывают встряску, — и это очень серьёзная нагрузка. Если они выдерживают такие условия, то на суше, [где] не будет никакой постоянной тряски, [выдержат тоже]. В принципе, мы умеем эксплуатировать такие реакторы. Если в суровых условиях, под постоянными перегрузками, они выдают 100% мощности и с ними ничего не происходит, мы уверены: на земле, где нет таких перегрузок, все будет безопасно и надёжно», — заверил Виталий Пакерманов.
По его словам, реакторы РИТМ-200Н могут работать при температурах от 50−60 градусов тепла до 60 градусов мороза по Цельсию. Таким образом, малая АЭС, по его словам, способна работать даже в экстремальных температурных условиях, вырабатывая электроэнергию без перебоев на станции.
На вопрос о том, будет ли малая АЭС в Узбекистане первым проектом с сухими градирнями, Виталий Пакерманов ответил, что на строящейся малой АЭС в Якутии, ввод в эксплуатации которой запланирован на 2030 год, также будут установлены сухие градирни для охлаждения реактора.
По поводу референтности АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200Н представитель «Росатома» пояснил, что в России референтность реактора начинается не с момента ввода АЭС в эксплуатации, а после получения лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору («Ростехнадзора») на его сооружение.
«Когда мы показываем всю проектную документацию по АЭС и получаем лицензию „Ростехнадзора“ на сооружение реактора, то мы уже можем продавать реактор как референтный. С учётом того, что у нас есть опыт использования этих реакторов на атомных ледоколах и плавучих энергоблоках, мы считаем, что реактор РИТМ-200 является полностью референтным», — заявил он.
На уточняющий вопрос о получении заключения со стороны Международного агентства по атомной энергии по малой АЭС Виталий Пакерманов подчеркнул, что законодательство в сфере использования атомной энергии в России «намного жёстче и требовательнее», чем правила МАГАТЭ.
«Насколько я знаю, в Узбекистане будет применяться аналог российского законодательства. Соответственно, для вас [Узбекистана] решение „Ростехнадзора“ является референтным», — сказал представитель «Росатома».
Отметим, по правилам МАГАТЭ, референтным реактором считается существующая (эксплуатируемая или находящаяся в стадии строительства) установка того же типа конструкции.
Согласно презентации машиностроительного дивизиона «Росатома», во время строительства малой АЭС в Джизакской области будет создано 2000 рабочих мест. На этапе эксплуатации проект обеспечит постоянной работой 250 человек. Кроме того, предусмотрено обучение узбекистанских студентов в ведущих российских вузах по программам подготовки специалистов для работы на атомной станции.