Цены на мясо в сети супермаркетов Korzinka в Ташкенте, 5 июля 2025 года.
Фото: Шухрат Латипов / Gazeta
Уровень ощущаемой (личной) инфляции населения в июле снизился за месяц ещё на 0,1 процентных пункта — до 13,3%, что является новым минимальным показателем с октября прошлого года. Это следует из ежемесячного опроса Центрального банка Узбекистана.
Больше всего рост цен по-прежнему ощущается в столице — в Ташкенте средняя оценка инфляции составила 16,4% (в июне было 16,2%). За ним следуют Ферганская область — 14,5% (13,9%) и Кашкадарьинская область — 13,8% (13,5%). На другом конце шкалы — Навоийская область — 11,7% (11,5%), а также Джизакская с Сурхандарьинской областью — по 12,1% (было 12,3% и 13,6%).
По секторам экономики разброс тоже заметный. Научные работники инфляцию ощущают особенно остро — 14,9%, служащие госструктур — 14%, аграрной отрасли — 13,7%, в строительстве, здравоохранении и IT-секторе — по 13,6%. А вот в туризме (12,2%), торговле (11,7%) и бытовых услугах (11,1%) показатели заметно ниже.
Что дорожает сильнее всего
Основными товарами, по которым население отмечало наибольший рост цен, стали мясомолочные продукты, которые тянут вверх термометр потребительских настроений. Такой вариант ответа выбрали 58% респондентов (в июне было 53%).
На втором эшелоне числятся тарифы на газ и электричество — 34% (было 37%), бензин и топливо — 29% (31%). Часто упоминались также лекарства — 24% (23%), растительное масло — 23% (21%), овощи и фрукты — 20% (18%).
Реклама на Gazeta
А вот сахар сдал позиции: за месяц почти вдвое снизилось число тех, кто заметил его подорожание — 13% (21%). Другие важные социальные продуктовые ориентиры — хлеб и рис по-прежнему вызывают наименьшее беспокойство — второй месяц подряд их рост волнует не более 9% респондентов.
Согласно данным опроса, более обеспеченные граждане чувствуют инфляцию сильнее малообеспеченных: при доходах свыше 15 млн сумов в месяц она «ощущается» на 17,7% (в июне было 16,5%). В диапазоне 7−10 млн — 14,8% (14,8%), 10−15 млн сумов — 14,2% (14,6%). Респонденты с доходом до 2 млн сумов сообщили об ощущаемой инфляции в 11,9% (11,8%), у лиц без доходов — 13,2% (13,8%).
Официально публикуемый уровень инфляции отражает изменение общего уровня цен всех товаров и услуг в корзине индекса потребительских цен, формируемой на основе спроса большого количества домохозяйств. Личная (ощущаемая) инфляция формируется на основе изменения цен на потребляемые товары и услуги в повседневной жизни человека или семьи. Если цена товара, который покупается регулярно, повышается, это вызывает большее ощущение роста цен, чем если повышается цена товара, который покупается редко. Таким образом, ощущаемая инфляция — это своего рода эмоциональный барометр, отражающий настроение и ожидания потребителей, и она может сильно влиять на их поведение, снижая уровень доверия к экономике и повышая склонность к сбережениям, а не к расходам (подробнее).