Фото: Законодательная палата
Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана на заседании 23 сентября при рассмотрении во втором чтении вернула на доработку законопроект о защите населения от вредного шумового воздействия. Депутаты разошлись во мнениях по формулировкам и основаниям ответственности.
Документом предлагалось расширить «тихие часы»: в обычные дни — с 23:00 до 7:00 (сейчас с 23:00 до 6:00), в выходные и нерабочие праздничные дни — с 22:00 до 9:00, а также усилить административную ответственность за нарушение спокойствия и нормального отдыха граждан.
Депутаты разошлись во мнениях о формулировках, которые касаются определения ответственности в случае возникновения шума.
Реклама на Gazeta
Заместитель председателя Комитета по международным делам, вопросам обороны и безопасности Сайдулло Азимов попросил уточнить, почему в статье 1 отдельно упомянуты «массовые спортивные» и «массовые культурные» мероприятия, тогда как в постановлении Кабинета министров №205 говорится просто о «массовых мероприятиях».
Председатель комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды Хайрилло Гаппоров ответил, что без прямого указания спортивных соревнований применять меры воздействия будет затруднительно, поэтому формулировки сохранены раздельно.
Он привёл в пример футбольный матч с участием 10 человек, который может создавать шум после 23:00, однако в случае отсутствия формулировки в документе, на него нельзя будет повлиять. В связи с этим депутаты оставили формулировку «массовое спортивное мероприятие», а также отдельно использовали «массовое культурное мероприятие».
Заместитель председателя комитета Сайдулло Азимов.
Сайдулло Азимов также раскритиковал определение «вредного воздействия шума», где говорится о «значительном беспокойстве» и «серьёзных изменениях в функциональных системах организма». По его словам, критерий «значительности» неясен, а привязка к уже наступившим изменениям потребует экспертиз. Он предложил учитывать и риск таких последствий.
«Может быть, следует считать вредным воздействием не только последствия, но и сам риск их возникновения. Иначе придётся проводить экспертизу, чтобы доказать, что у конкретного человека действительно появились изменения в организме. А ведь шум может оказать воздействие позже», — предложил он.
Хайрилло Гаппоров пояснил, что в санитарных правилах закреплены семь критериев «значительного беспокойства», а под «серьёзными изменениями» понимаются, в частности, нервные расстройства и заболевания слуха. Представитель Комитета по санитарно-эпидемиологическому благополучию Жуманиёз Туйчиев добавил, что даже шум в пределах допустимых норм может оказывать влияние на слуховую систему человека.
«При превышении норм шум способен вызывать заболевания: снижение слуха, нервные расстройства, изменения во внутренних органах уха. Следует учитывать, что жизнь без шума невозможна: даже в естественных условиях уровень достигает 30−40 дБ», — отметил представитель СЭС.
Спикер Законодательной палаты Нуриддин Исмоилов спросил, достаточно ли для привлечения к ответственности факта превышения допустимого уровня шума или необходимо доказывать вред организму и беспокойство жителей.
«Если потребитель предъявит претензию о том, что мероприятие прошло с очень громкой музыкой, а организатор скажет: „Я не нарушал, докажите“, как доказать, что произошли серьёзные изменения в организме? Для этого нужны заключения санитарной службы, экспертиза, судебно-медицинское исследование. Пока нет заключения, привлечь к ответственности нельзя. Получается, сами себе создали проблему», — отметил Нуриддин Исмоилов.
Заместитель спикера Рахим Хакимов высказался за возможность ответственности на основании замера уровня шума. Исмоилов возразил, что текущая редакция закона требует доказательств вреда, которые децибелометр не показывает и которые подтверждаются лишь экспертизой.
«Вредное воздействие не определяется в отношении конкретного человека. Если было превышение шума, например, для офисных помещений допустим уровень до 90 децибел, то уже сам факт превышения является основанием для привлечения к ответственности», — сказал он.
Спикер отметил, что в соответствии с законом это также не может считаться достаточным основанием.
«Приходит милиция, измеряет. Да, действительно, звук был громкий. Но завтра будет адвокат и он скажет: „У участников мероприятия произошли ли серьёзные изменения в организме?“ Децибелометр этого не покажет. Это может выявить только экспертиза», — сказал он.
Депутат Борий Алиханов напомнил о шкале влияния шума (например, 70−90 дБ — риск нервных расстройств, 100 дБ — угроза глухоты), подчеркнув, что существуют приборы для измерений.
Депутат Борий Алиханов.
«Специалисты знают, что уровень шума измеряется в децибелах. 70−90 дБ могут привести к нервным расстройствам, 100 дБ — к глухоте, 140 дБ — к разрыву слухового аппарата и полной потере слуха, 160 дБ — к летальному исходу. Все эти уровни зафиксированы в исследованиях и классифицированы Всемирной организацией здравоохранения. Даже шум в 40−45 дБ может привести к бессоннице. Для измерения существуют специальные приборы», — отметил Борий Алиханов.
Депутат Зафар Худойбердиев предложил в определении заменить запятую на «или», чтобы для ответственности было достаточно одного из компонентов — «выраженного беспокойства» либо «серьёзных изменений» в органах, чувствительных к шуму.
Против принятия проекта закона проголосовали ровно половина депутатов — 64, за — 41, воздержались — 17, не голосовали — 5.
По предложению спикера законопроект направлен на доработку ответственному комитету.
«Не весь закон, а только одна статья вызвала вопросы, поэтому комитет его забирает на доработку. Пожалуйста, проработайте тщательнее, потому что вопрос очень тонкий и касается интересов всех. У нас есть национальные ценности, традиции, обычаи. Сейчас проводится множество праздничных и культурных мероприятий, люди отмечают торжества у себя дома. Завтра это всё должно быть правильно понято. Поэтому нам нужно прописать норму так, чтобы люди восприняли её верно», — сказал Нуриддин Исмоилов.
«Газета» писала, что летом 2024 года проект закона также не прошёл второе чтение и был возвращён на доработку.
Минюст Узбекистана в 2023 году, помимо обычного шума, предлагал регламентировать противодействие световому загрязнению и неприятным запахам.