ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | Ташкенту подарили улицу, как в Европе. Что получилось хорошо, а что не очень (и как это легко исправить)?

Ташкенту подарили улицу, как в Европе. Что получилось хорошо, а что не очень (и как это легко исправить)?

Фото: Дилявер Аблякимов / Gazeta

Ташкенту подарили улицу, как в Европе. Что получилось хорошо, а что не очень (и как это легко исправить)?

Улица Узбекистон овози в Ташкенте после масштабной реконструкции стала более зелёной и комфортной для прогулок и отдыха. Здесь создана полностью безбарьерная среда, а хаотичная парковка ушла в прошлое. Несмотря на некоторые недостатки, проект стал большим шагом к городу, удобному для всех.

Сегодня, 15:59  

Общество  

В начале сентября после полной реконструкции, длившейся почти год, открылась улица Узбекистон овози в центре Ташкента. Первый в стране подобный проект по радикальной (в условиях Узбекистана) трансформации улицы по заказу компании «Ташкент инвест» при хокимияте города разработало российское архитектурное бюро Ludi Architects. Это то же самое бюро, по чьему проекту была реконструирована Республиканская детская библиотека и пространство перед ней.

Республиканская детская библиотека.

Пространство перед библиотекой, ставшее одним из центров притяжения района.

Реклама на Gazeta

Как писала «Газета», авторы проекта ставили целью превратить улицу с узкими и неудобными тротуарами, хаотично заставленную машинами, в общественное пространство, где много зелени, где хочется гулять и проводить время, где дети могут безопасно перейти проезжую часть. В этом фоторепортаже мы решили показать, каким получился проект. В материале отмечены как позитивные изменения, так и решения, которые получились не очень удачными (но их ещё можно исправить).

Удался ли проект?

Безусловно. Улица получилась красивой и комфортной и в целом создаёт ощущение нахождения где-то в Европе. Асфальт и крошащийся бетон на тротуарах заменён гранитными плитами, которые должны служить десятилетиями.

К старым деревьям добавились молодые (не так много, как можно было бы), кусты и многолетние цветы. В тёплые осенние дни над цветами кружат бабочки. Установлены скамейки, урны и освещение.

Вместо резкого перепада высоты и крутой лестницы на этом месте строители создали ровный тротуар.

На домах установлены одинаковые решётки, вывески приводятся к единому стилю.

Цветы украсили улицу и привлекают бабочек.

Возможно, впервые в Узбекистане создана полностью (почти) безбарьерная среда, которая не получилась на недавно реконструированной части улицы Тараса Шевченко. Все пешеходные переходы выполнены на уровне тротуара, для машин они приподнятые, что должно их замедлять.

Брусчатка вместо асфальта также призвана не давать водителям разгоняться — выше 20 км/ч ехать становится некомфортно.

Переходы через улицу — на уровне тротуара.

Хаотичная парковка и нелегальные парковщики ушли в прошлое.

Приствольные решётки вокруг деревьев.

Тротуары расширены, для проезда автомобилей оставлена одна полоса, по сторонам улицы — платные парковочные места. Благодаря узости улицы здесь перестали парковаться перпендикулярно и под углом, а высокий бордюр и столбики не дают машинам заехать на тротуар.

Вместо велодорожек, совмещённых с тротуаром, организована отдельная двухсторонняя велополоса по одной стороне улицы.

На перекрёстке у Детской библиотеки вместо светофоров организовано круговое движение. Часть жителей во время строительства выражала недовольство и опасения, что из-за круга здесь будет беспорядок.

Но всё работает как задумано — водители проезжают перекрёсток спокойно, пропуская тех, кто на круге, машинам не приходится стоять в ожидании зелёного света, как раньше.

Кафе и рестораны вдоль улицы сразу воспользовались возможностью привлечь новых посетителей и вынесли столики на улицу. Большая часть скамеек почти всегда занята людьми, хотя они не везде установлены удобно. Можно часто видеть, как молодые люди фотографируют друг друга на фоне зелени и благоустройства.

Почти все скамейки заняты людьми.

Столики одного из кафе.

Проект показал: оказывается, при наличии хорошего дизайна и понимания со стороны властей в Узбекистане можно создавать улицы «для людей» — с широкими тротуарами, безбарьерной средой, обилием зелени и спокойным автомобильным трафиком. Оказывается, можно строить улицы, где водители паркуются не где попало, а там, где можно, и нет необходимости в периодическом контроле сотрудников дорожной службы, как это было раньше (постоянно контролировать они всё равно не в состоянии).

На площади перед Экопарком установлены скамейки и посажены деревья.

Улица, как и задумывалась, получилась образцовой — приходите, изучайте, впитывайте, перенимайте лучшие решения и внедряйте их на остальных улицах города и страны. Будет ли это сделано — зависит не только от политической воли и финансирования, но и от понимания, какими должны быть современные улицы.

Как сделать улицу ещё лучше?

Предлагаем посмотреть короткий ролик — всего несколько секунд.

Грохот при проезде машин по люку слышен на всю округу, особенно сильно — ночью. И таких люков на переходах несколько. Гремят они и под ногами пешеходов на тротуарах. Этот маленький пример — подтверждение того, что не всегда хороший проект означает идеальное исполнение. К счастью, и этот, и другие недостатки, отмеченные здесь, можно исправить быстро и с минимальными затратами.

Как это часто происходит в Узбекистане, проекту не хватало нормального информационного сопровождения и вовлечения жителей. Подобных улиц в стране практически нет, и реконструкция такого масштаба, охватившая улицу от начала до конца, вызывала вопросы, сомнения и опасения. Справедливости ради — в городском хокимияте соглашаются с тем, что информирование было недостаточным.

Нынешнее опасение жителей массива связано с тем, что если в начале проекта власти города говорили только о благоустройстве улицы согласно современным мировым тенденциям, то сейчас районный хокимият называет её — как стало модно — «круглосуточной» и «гастрономической».

Реализованный проект местами отличается от представленного на презентации. Например, отсутствуют островки безопасности на переходах у круга (Детская библиотека). Нет их и на перекрёстке у школы №64, что делает переходы менее безопасными. Проезжая часть местами осталась широкой.

Слайд презентации, где показаны островки безопасности. В реализованном проекте их нет, а проезжая часть по улице Яхё Гулямова шире двух полос.

Непонятно участие УБДД в реконструкции улицы. Светофоры остались на своих местах, хотя проезжая часть стала уже, а на стороне памятника Шастри светофор для пешеходов отсутствует уже больше 10 лет.

Как на многих реконструируемых улицах, наблюдается избыток дорожных знаков, которые портят вид улицы и путают водителей. При этом из-за слишком крупных знаков, которые полностью закрывают людей, переходы оказались опасными. Пешеходы могут не видеть автомобили за знаками, как и водители, которые поворачивают или разворачиваются.

Вертикальные указатели должны быть демонтированы, чтобы не подвергать людей риску. И не только на этой улице, но и на улице Садыка Азимова, которая реконструировалась параллельно.

Высокие и широкие знаки закрывают даже взрослых людей, не говоря уже о детях.

Взрослого пешехода не видно за знаками.

Знаки на улице Садыка Азимова также закрывают обзор и портят вид улицы.

Так знаки выглядели на слайдах презентации.

Знаки маленького размера давно являются нормой в развитых странах. На фото — улица в Лондоне.

На улице и перед перекрёстками нет знаков ограничения скорости. Многие водители, особенно оказавшиеся здесь в первый раз, начинают ехать на привычной скорости, не тормозят перед приподнятыми переходами, из-за чего их машины подкидывает. Некоторые водители «срезают» круг, проезжая его слева. Из-за отсутствия стоп-линий и разметки водители на перекрёстках заезжают на приподнятые переходы, разворачиваются и совершают остановку, где им удобно.

Машины разворачиваются до или на месте пешеходного перехода. Здесь нет стоп-линии и не обозначен переход.

На одном из перекрёстков нанесены стоп-линии, чтобы водители не наезжали на переход.

Приподнятость переходов недостаточно заметна из-за отсутствия контрастных элементов. Знаков искусственной неровности нет, а знаки перехода в некоторых местах плохо видны.

На переходе у школы №64 нанесли жёлто-белую разметку. Однако просто белого было бы достаточно — переход выглядел бы более заметным.

Как можно просто обозначить приподнятый переход или перекрёсток — пример из Лондона.

Если постоять на улице некоторое время, можно заметить, что пешеходы переходят улицу в основном по велополосе. Вероятно, то, что велополоса выделена цветом, придаёт пешеходам чувство защищённости.

Люди переходят улицу не по переходу, а по велополосе.

Аккуратнная и ненавязчивая разметка перехода со светофором. Пример из Лондона.

Разметка на брусчатке — это нормально. Главное — чтобы она не была избыточной. Пример из Эдинбурга.

Улице не хватает заботы. Речь не о сотрудниках благоустройства и инспекторах парковки, которые добросовестно выполняют свою работу. Речь о людях, которые замечали бы недостатки и принимали бы меры по их устранению. Улицу подметали и поливали из машины, а велополосу мыли специальным средством, когда в сентябре ожидали приезда генерального прокурора. По ней время от времени прогуливаются хоким района и его заместители.

Но недостатки не бросаются никому в глаза ввиду отсутствия насмотренности и опыта существования таких улиц и управления ими.

Элементы инфраструктуры должны быть устойчивыми к воздействию.

Уложив дощечки, можно сделать эти поверхности более удобными для сидения.

Водители паркуют машины на переходах и прямо перед ними. За этим никто не следит.

После того, как столбик сбил скутерист, на тротуар начали заезжать автомобили. Следить за этим тоже некому.

Место стоянки такси всегда занято другими автомобилями. С другой стороны, знаков, что это стоянка такси, нет.

В парковочных карманах отсутствует разметка, и многие водители паркуются, не думая о том, что они занимают слишком много места.

Узкое место у перехода на круге, где от наезда самокатов или при ходьбе пешеходов опрокидываются решётки арыка.

Водители паркуются с нарушениями даже у здания из тёмного стекла с вывеской «Пункт правопорядка». На нем имеются логотипы правоохранительных ведомств и огромный экран, слепящий прохожих в тёмное время. Но пояснения о том, что здесь находится, для не знающих узбекский язык нет, как и номеров телефонов.

Скамейки, как отмечалось выше, не везде установлены удобно: где-то — слишком близко к велодорожке, где-то — на солнце, где-то — прямо у перекрестка. Урны расположены прямо у скамеек, что может быть неприятно из-за запаха и вида мусора. Урны желательно устанавливать у переходов. Из-за отсутствия урн у перекрёстков пешеходы бросают мусор в урны для велосипедистов.

К вопросу о заботе. Подножка для велосипедистов находилась в таком состоянии несколько дней, пока её не демонтировали совсем.

Полив растений вместо капельного орошения осуществляется при помощи фонтанчиков, которые заливают часть тротуаров, уменьшая прогулочное пространство. Кроме того, фонтанчики не охватывают всю нужную территорию, и её поливают вручную из шлангов.

Парковки самокатов и велосипедов прямо на тротуарах или велополосе создают неудобства, но это тоже никто не контролирует. Специально обозначена лишь парковка у памятника Шастри.

Курьеры занимают тротуары и мешают движению пешеходов.

Правильно было бы выделить место на парковочном кармане на проезжей части.

Сотрудники сетей аренды самокатов оставляют их прямо посреди тротуаров, что мешает пешеходам.

Наконец, расстраивает то, что по краям улицы благоустройство заканчивается. Здесь и крутая лестница с узким пандусом, и запаркованный тротуар, и углубления перед подъездами, где, опасаются жители, во время осадков будет скапливаться вода. По их словам, они показывали эти недостатки и хокиму района, и его заместителю, и подрядчику, но те только давали обещания исправить.

Крутая лестница и пандус на перпендикулярной улице (Садыка Азимова). Лестницу можно было сделать более пологой.

Пример пологой лестницы на улице Бабура. Она удобнее для пешеходов и родителей с колясками, чем лестница выше.

Так выглядит конец улицы — у отеля «Узбекистан».

Из-за повышения уровня тротуара дорожку перед подъездом жилого дома во время осадков может затопить.

Углубление перед подъездом, где, как опасаются жители, может скапливаться вода.

Заключение

Улица Узбекистон овози представляет собой образец того, к чему должны стремиться власти не только Ташкента и его районов, но и всех регионов Узбекистана. Несмотря на некоторые недостатки, это огромный шаг вперёд на пути создания города, комфортного для всех, а не только автомобилистов.

По мнению специалиста по городскому планированию Бобура Сираджева, прежде чем масштабировать проекты благоустройства улиц по всему Узбекистану стоит проанализировать, что уже сделано, где получилось хорошо и где плохо.

Ограничительные столбики только-только становятся привычными в благоустройстве улиц. Стоит учесть, что когда столбики низкие, люди могут спотыкаться и падать (что и происходит).

По итогам анализа можно разработать внятные критерии или «методичку» для проектировщиков и хокимиятов, чтобы не упускались из виду базовые элементы и чтобы ошибки не повторялись из проекта в проект, написал он в своём канале Urban Metrics.

Источник