
Кадры видео.
Студент первого курса магистратуры Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана Акмаль Юлдашев пожаловался, что его не пустили на занятия из-за несоблюдения дресс-кода, который предусматривает в том числе ношение галстука. Его интервью, опубликованное в понедельник Баходирхоном Элибоевым, подняло новую волну обсуждений о необходимости формы в вузах.
«Мой внешний вид не определяет мои знания и компетенции»
«Меня не пустили по причине отсутствия галстука, — говорит студент на видео. — Никто не спросил меня, готов ли я к урокам, посещаю ли лекции, читаю ли литературу. „Нет галстука — иди, это внутренние правила, они выше всего“. Соответствуешь дресс-коду — зайдёшь. Несмотря ни на что, мои однокурсники и студенты помоложе стоим тут с надеждой, что нас все-таки пустят».
На вопрос о том, как он относится к форме в вузах, Акмаль Юлдашев сказал: «Негативно. Потому что мой внешний вид не определяет мои знания, не определяет мои профессиональные компетенции, не определяет, насколько я талантливый журналист».
«Я прихожу в университет, университет оказывает мне услуги. Об этом между нами заключён договор. Я оплатил деньги, мне должны читать лекции, я должен участвовать в семинарах, эти знания должны оцениваться и в конце я должен получить диплом», — подчеркнул студент.Реклама на Gazeta
«Сейчас из-за некоего внутреннего порядка нарушаются мои права потребителя, мои права студента. Я прихожу получать знания, а не для демонстрации галстука, не ради чьих-то слов, что в нашем университете все в галстуках», — продолжил он.
Акмаль Юлдашев отметил, что администрация вуза не принимает во внимание, что не допущенным на занятия студентам (получившим «н. б».) придётся снова платить, чтобы «закрыть» пропуски.
«Если бы меня рассматривали как студента, они бы с радостью открывали передо мной двери. „Дорогой студент, заходи, получай знания“. А ко мне относятся не как к студенту, а как к какому-то социальному объекту, как к объекту сравнения с другими институтами и университетами. „Смотрите, наш студент носит галстук“. Если бы ко мне относились как к студенту, я бы сейчас сидел в аудитории», — добавил он.
В социальных сетях пользователи сравнили наличие дресс-кода с попыткой ограничить свободу будущих журналистов. Некоторые подчеркнули, что Акмаль Юлдашев выражает более здравые мысли, чем отдельные руководители.
«Внутренние правила не обсуждаются»
Оиша Закирова, работающая деканом в Университете журналистики, опубликовала в Facebook реакцию на видеоинтервью студента. Пост опубликован в ограниченном режиме (виден не всем).
«Понедельник — начало новой учебной недели. Однако, к сожалению, некоторые студенты и магистранты проявили неуважение к внутренним правилам университета. Университет — это не просто учебное заведение. Это интеллектуальная среда, школа воспитания, место, где формируется профессиональная личность. Внутренние правила устанавливаются не для обсуждения, а для исполнения, и все соблюдают их в равной степени! Они служат формированию имиджа каждой организации! Белая рубашка и галстук — символы академической культуры, чистоты, дисциплины и уважения. Что плохого в том, чтобы их носить?!» — написала представитель университета.
Оиша Закирова заявила, что как декан лично отвечает за имидж университета, академическую среду и порядок.
«Поэтому в вопросе соблюдения внутренних правил не может быть никаких уступок. Простая дисциплина и внутренний порядок являются основными условиями для реформ. Более того, выставлять на всеобщее обозрение университет, в котором вы учитесь, очернение его репутации из-за простого, элементарного требования — всё равно что плевать в тарелку, из которой ешь. Не забывайте об этом, дорогие студенты!!!» — написала декан.
Позже она добавила, что журналист имеет право одеваться в соответствии с правилами организации, в которой работает, или личными предпочтениями. «Но каждый студент, обучающийся в университете, должен соблюдать его внутренние правила! Кроме того, всех студентов, показанных на видео, не пустили на занятия из-за опоздания, а не потому, что они пришли без формы», — заявила Оиша Закирова.
Сам университет на вопросы «Газеты» на момент публикации материала не ответил.
«Нас были обязаны пустить на занятия»
Акмаль Юлдашев, с которым связалась «Газета», сказал, что он с однокурсниками, публикуя видеообращение, не ставили целью создать кому-то проблемы. «Мы просто были расстроены. Мы пришли на занятия вовремя, мы не опоздали… Мы не нарушили никаких этических правил. Мы не были одеты вульгарно, не носили одежду, пропагандирующую какую-либо субкультуру. Говоря современным языком, мы пришли в стиле Smart Casual».
«Но нас не пустили. Мы просто хотели попасть на лекцию, потому что мы к ней готовились. Они могли бы попросить у нас объяснительные или написать на нас заявления в деканат. Но они были обязаны нас пустить на урок. Это главный момент моего интервью. Я не призывал всех отказаться от формы или к беспорядкам», — отметил студент.
«Я здесь учусь, потому что люблю своих преподавателей. Надеюсь, их не наказали. Я за них переживаю… Мы не обращались в СМИ. Мы просто поделились личным мнением на личных страницах. Если же кто-то хочет и это контролировать, то это действительно показывает будущее нашей журналистики», — добавил Акмаль Юлдашев.
«Вузы имеют право вводить дресс-код»
В Министерстве высшего образования, науки и инноваций в комментарии «Газете» сказали, что вузы имеют право вводить дресс-код.
«Каждое высшее учебное заведение имеет право устанавливать требования к внешнему виду и дресс-коду студентов на основе своих внутренних правил и кодекса этики. Эти правила утверждаются советом университета и являются обязательными для всех студентов», — заявил представитель министерства.
Какую-либо позицию по поводу видеоинтервью студента министерство не обозначило.
Позже Минвуз опубликовал заявление, в котором заявил, что в вузах нет обязательной формы для студентов и что свобода выбора и права студентов как личностей защищены законом. В то же время там напомнили, что есть планы внедрить корпоративную форму в вузах наряду с разработкой их имиджа и брендов. О них говорится в проекте постановления правительства, которое публиковалось для обсуждения прошлой весной (см. новость «Газеты» по этому поводу).
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ