Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
В июле инфляционные ожидания населения и бизнеса Узбекистана на следующие 12 месяцев снизились, следует из итогов опроса Центрального банка.
Инфляционные ожидания населения
Инфляционные ожидания бизнеса
Более обеспеченные респонденты прогнозируют более высокую инфляцию, чем те, кто зарабатывает меньше. Среди тех, кто получает свыше 15 млн сумов в месяц, ожидания — 15,7%, а при доходах до 2 млн — 11,7%. В группе с доходами 7−10 млн сумов ожидания составляют 13,9%, а среди лиц без доходов ожидания вновь снизились — до 12,4% (минус 2,5 п. п.).
Справка
Инфляционные ожидания — это то, как люди, компании и другие участники экономики представляют себе будущее изменение цен. Простыми словами, это их предположения о том, насколько товары и услуги подорожают через 12 месяцев.
Если вы ожидаете, что через год цены вырастут на 10%, это и есть ваши инфляционные ожидания. Бизнес, ожидая роста цен, может заранее поднять стоимость своих товаров или услуг, а сотрудники — просить повышение зарплаты, чтобы их доходы соответствовали будущим расходам.
Инфляционные ожидания могут влиять на реальную экономику. Например: если люди думают, что цены вырастут, они могут начать покупать товары заранее, что усилит спрос и ускорит рост цен. Компании могут закладывать инфляционные ожидания в цены и бюджеты, что тоже влияет на экономику.