ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | ЦБ Узбекистана оштрафовал TBC, Davr Bank и Hamkorbank на 2,5 млрд сумов

ЦБ Узбекистана оштрафовал TBC, Davr Bank и Hamkorbank на 2,5 млрд сумов

Фото: Пресс-служба ЦБ

Центральный банк Узбекистана выявил нарушения прав потребителей в работе TBC Bank, Davr Bank и Hamkorbank, сообщила пресс-служба регулятора.

По итогам проверок к банкам были применены штрафные санкции на общую сумму около 2,5 млрд сумов, в частности, к TBC Bank — на 615 млн сумов, Davr Bank — на 931 млн сумов, Hamkorbank — на 955 млн сумов. Им предписано устранить выявленные нарушения и возместить ущерб, причинённый потребителям.

Какие были допущены нарушения?

В TBC Bank:

  • невыполнение требований по раскрытию информации на сайте банка и предоставлению клиенту минимального объёма информации;
  • несвоевременное исключение записи о правах банка на предмет залога из реестра залогов и снятие обременения;
  • предоставление онлайн-микрозаймов без предупреждения заёмщиков о необходимости анализа их финансового положения, несвоевременное направление поступающих средств на погашение задолженности;
  • несоблюдение требований законодательства при рассмотрении обращений клиентов.

В Davr Bank:

  • оказание одной услуги только при условии пользования дополнительной;
  • неправильный расчёт (взыскание) ежедневных процентов по кредитам в иностранной валюте;
  • невыполнение требований по раскрытию информации на сайте и предоставлению клиенту минимального объёма информации;
  • включение в договоры (внутренние правила) условий, ограничивающих права потребителей и не соответствующих требованиям законодательства;
  • отсутствие указания полной стоимости кредита в договорах с физическими лицами;
  • непредоставление полной и достоверной информации о потребительских характеристиках онлайн-кредитов через мобильное приложение;
  • несвоевременное исключение записи о правах банка на предмет залога и снятие обременения;
  • несоблюдение законодательства при рассмотрении обращений клиентов.

В Hamkorbank:

  • невыполнение требований по раскрытию информации на сайте, отсутствие в договорах положений, предусмотренных законодательством;
  • незаконное взимание единовременных комиссий при рассмотрении кредитных документов и выдаче кредитов, а также за постановку и снятие обременения на залоговое имущество;
  • несвоевременное исключение записи о правах банка на предмет залога и снятие обременения;
  • несоблюдение требований законодательства при рассмотрении обращений клиентов.

Кроме того, банкам предписано вернуть клиентам неправомерно удержанные суммы.

TBC Bank пересчитал в пользу клиентов излишне начисленные проценты по кредитам на сумму 2,5 млрд сумов, а также 1,7 млрд сумов, незаконно начисленные после вынесения судебных решений о взыскании задолженности. Davr Bank вернул потребителям 4 млрд сумов, включая излишне начисленные проценты по валютным кредитам и незаконные удержания из суммы кредита. Hamkorbank обязан вернуть клиентам 19,2 млрд сумов, незаконно удержанных при выдаче кредитов, а также 1,5 млрд сумов за постановку и снятие обременений, а также 54,9 млн сумов комиссий, не предусмотренных договорами.

Жалобы потребителей

Центробанк отметил, что часть обращений потребителей также была решена в их пользу. Из 121 жалобы 68 завершились возвратом средств или отменой незаконных начислений на общую сумму 2,4 млрд сумов.

Реклама на Gazeta

В частности, в 20 случаях после судебных решений были отменены неправомерно начисленные проценты и пени на 1,5 млрд сумов, в 26 случаях возвращены 635,8 млн сумов лишне удержанных средств, в 22 случаях — 307,5 млн сумов незаконных комиссий и платежей.

«Эффективность банка должны оцениваться по отношению к потребителям»

Регулятор подчеркнул, что рассматривает контрольные меры не только как инструмент устранения нарушений, но и как фактор формирования культуры обслуживания клиентов.

«Эффективность деятельности финансовых организаций должна оцениваться не только по доходам и объёмам операций, но и по отношению к потребителям», — отмечается в сообщении.

Центробанк пообещал и впредь применять строгие меры в отношении финансовых организаций, нарушающих права клиентов, и регулярно информировать общественность об итогах проверок.

В августе регулятор оштрафовал 23 банка и две микрофинансовые организации (МФО), а в сентябре — 9 банков, 6 МФО и 4 ломбарда, но их названия не указывались. В 2023 году ЦБ наложил штрафные санкции на 16 коммерческих банков за неполное раскрытие информации о кредитах.

Источник