ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | «Газа хватило бы на три Узбекистана, если бы не культура потребления» — Азим Ахмедхаджаев

«Газа хватило бы на три Узбекистана, если бы не культура потребления» — Азим Ахмедхаджаев

Азим Ахмедхаджаев.

Фото: Alter Ego

Директор Агентства по атомной энергии Азим Ахмедхаджаев в интервью проекту Alter Ego рассказал, почему Узбекистан из нетто-экспортёра газа превратился в нетто-импортёра газа и действительно ли объёмов газа хватило бы на три страны.

Узбекистан, который в 2017—2019 годы экспортировал газ на 2,1−2,4 млрд долларов, в 2023—2024 годах стал нетто-импортёром газа, то есть импорт из России и Туркменистана стал превышать экспорт в Китай, Кыргызстан и Таджикистан.

По словам Ахмедхаджаева, причина кроется в естественном истощении старых месторождений и запаздывании разработки новых.

«Те запасы и месторождения, которые были задействованы до сих пор, они истощаются. Это естественный эффект. Новые месторождения требуют больших вложений для их исследований и обоснования запасов, что в настоящее время производится и делается», — сказал глава «Узатома».

Кроме того, он отметил, что резкий рост промышленности в последние годы привёл к резкому увеличению спроса на энергоносители.

«Это всё ещё сопряжено с тем резким скачком развития промышленности, который требует большого объёма газа и электроэнергии», — пояснил Ахмедхаджаев.

По его словам, в стране наблюдается временный дисбаланс между спросом и предложением, вызванный быстрым экономическим ростом, при этом работа над развитием энергетических источников началась сравнительно недавно.

«Это всё имеет свой определённый исторический фактор. Мы спохватились и занялись своими источниками электроэнергии и газа когда? Вот буквально недавно, где-то 7 лет назад», — отметил руководитель агентства.

Сейчас, по его словам, делаются большие инвестиции в разведку и освоение новых месторождений, чтобы обеспечить стабильное снабжение газом как промышленности, так и населения. В будущем на ситуацию положительно повлияет развитие атомной энергетики, считает он.

«Когда мы начнём активно развивать нашу атомную электроэнергетику, мы снизим производство электроэнергии за счёт газа, высвободим его и направим в нужное русло, в том числе на производство продукции с добавленной стоимостью», — отметил он.

Ахмедхаджаев выразил уверенность, что страна сможет преодолеть энергетические трудности, опираясь на результаты последних реформ. Он также подчеркнул нестандартное мышление руководства страны, которое, по его словам, зачастую превосходит ожидания экспертов:

«Мне как экономисту казалось невозможным то, что предлагалось с его стороны. Но когда я видел результат, это не укладывалось в мою систему координат», — признался Ахмедхаджаев.

Директор Агентства по атомной энергии, ранее работавший первым замминистра энергетики, прокомментировал слова бывшего министра энергетики (ныне — советник президента по вопросам энергетической безопасности) Алишера Султанова об объёме запасов газа на месторождениях в стране.

Напомним, в феврале 2021 года Алишер Султанов заявил, что с учётом запасов газа его было бы достаточно для трёх Узбекистанов. Это высказывание вызвало общественный резонанс, особенно в контексте зимних отключений и нехватки топлива.

По словам Ахмедхаджаева, речь шла о культуре потребления газа.

«Он прав. Знаете, с какой точки зрения он говорил? Я сам сначала не понял, почему так было сказано. Но потом, когда разобрался, стало ясно — это про культуру потребления. Я был в одном регионе, куда население потребовало провести газ. Его туда провели. Обеспечили несколько кишлаков газом. Я, когда был назначен первым заместителем энергетики, поехал посмотреть, как этот проект реализован и насколько население удовлетворено. Рандомно в кишлаке зашёл в дом, который состоит из четырёх комнат, есть счётчик. Женщина с тремя детьми сидит в большой комнате, в печке под огромным напором горит газ, форточка открыта. Остальные комнаты холодные. Это происходит зимой», — рассказал он.

По его словам, при разумном использовании такого объёма газа хватило бы на весь дом. Ахмедхаджаев рассказал, что предложил ей взять кредит, установить мини-отопительную систему, чтобы отапливались все четыре комнаты, и при этом она могла бы платить из своего дохода.

«Тогда газ и электроэнергия были настолько дешёвыми. На что она мне просто ответила: „А зачем мне это надо? Нормально, я и так оплачу всё“. В определённой степени для меня это стало немного шоком. Потому что тем количеством газа, которое она потребляла на одну комнату, можно было реально отапливать весь дом», — привёл пример Ахмедхаджаев.

Глава агентства считает, что «на три Узбекистана хватило бы газа, если бы не культура потребления, к которой население в определённой степени привыкло». «Поэтому это очень важный факт. Сейчас вот как раз большие программы по энергоэффективности делаются, где до населения доводится всё это. И плюс сейчас население реально стало экономить потребление электроэнергии», — сказал он.

О снижении добычи и стимулировании энергосбережения

«Газета.uz» писала, что падению производства газа предшествовала масштабная программа по увеличению добычи углеводородов, в том числе газа в 2017—2021 годах. На её реализацию были направлены миллиарды долларов, но в итоге вместо роста производства произошло снижение.

Рабочая группа, созданная президентом, проанализировала эффективность программы и предусмотренных в ней проектов. Она указала на завышение стоимости работ и услуг со стороны подрядчиков, а также на невыполнение поставленных прогнозов.

Экономист Отабек Бакиров отмечал, что с высокими пошлинами и барьерами на импорт энергоффективного оборудования сложно стимулировать энергосбережение.

В частности, правительство установило высокие пошлины и нетарифные барьеры на технику, использующую электричество и газ:

  • на кондиционеры — 30%, но не менее 50 долларов за штуку;
  • на алюминиевые радиаторы — 10%, но не менее 0,5 доллара за кг;
  • на котлы центрального отопления — 10%;
  • на водонагреватели — 5%, но не менее 15 долларов за штуку;
  • на насосы — 5%.

Для ввоза этих товаров в Узбекистан требуется наличие официального представителя или дилера производителя. Вдобавок товары обязаны проходить тесты на энергоэффективность.

Экономист предлагал отменить все пошлины и нетарифные ограничения на бытовую и электротехнику с высокой энергоэффективностью (класса «А» и выше).

Кроме того, по словам Бакирова, второй важный столп энергоэффективности — это здоровая конкуренция и создание равных возможностей.

Один из предпринимателей, который планировал установить солнечные панели на своём предприятии, рассказал, что какие-то две компании получили эксклюзивное право беспошлинного ввоза комплектующих для солнечных панелей.

По его словам, на ввоз самих панелей отсутствуют пошлины, но необходимо заплатить 5-процентную пошлины на её комплектующие, без которых она не будет работать.

«Сейчас за солнечные панели мощностью 6 МВт у нас выходит пошлина примерно на 80−90 тысяч долларов. Указаны два разных кода ТН ВЭД, хотя это единый товар», — пояснил он.

Экономист отметил, что с начала кампании по продвижению солнечных панелей импорт был централизован, а из-за административного контроля цены выросли в несколько раз.

В 2019 года экономист Бехзод Хошимов писал, что основная проблема энергетического сектора Узбекистана — это неправильная ценовая политика и экономические стимулы, установленные правительством, из-за чего государственные предприятия и монополии были заинтересованы в повышении издержек и максимальной непрозрачности. Кроме того, бюджетные средства, которые могли бы пойти на социальную сферу, тратятся на субсидирование цен на электроэнергию и газ. Практика субсидирования не прекращена, несмотря на резкое повышение тарифов на энергоресурсы.

Источник