Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Министерство занятости и сокращения бедности Узбекистана прокомментировало «Газете» планы по повышению штрафа для работодателей, допустивших неформальную занятость.
Согласно указу президента от 4 августа, в Узбекистане планируется привлекать к административной ответственности работодателей, допустивших неформальную занятость, с наложением штрафа в размере 30 БРВ (12,36 млн сумов), а при повторном нарушении — 100 БРВ (41,2 млн сумов).
После публикации текста указа в социальных сетях появились мнения о том, что эта инициатива может привести к коррупции и негативно повлиять на официальную занятость населения.
Реклама на Gazeta
Автор блога Kainbek Кобил Хидиров считает, что в нынешних условиях бороться с неформальной занятостью лучше всего при помощи разумных налоговых ставок. «Предлагаемая мера также открывает путь к коррупции», — написал он.
Экономист Бехзод Хошимов отметил, что результатом введения этих санкций может стать отказ предприятий от найма работников.
«Вопрос коррупции — отдельная тема, насколько это опасно — можно спорить. Но итог этой меры может быть таким, что для предприятия альтернативное решение — вообще не нанимать людей. Вопрос занятости требует ювелирного подхода. То есть если коррупция в какой-то мере и будет, ущерб для занятости будет меньше. А если её не будет — ущерб может оказаться больше», — отметил он.
Позиция Минзанятости
В Минзанятости подчеркнули, что увеличение штрафов за неоформление работников является частью комплексной реформы, направленной на легализацию занятости и защиту прав трудящихся.
«Международная и национальная практика показывают: контроль — это не способ наполнения бюджета, а инструмент защиты прав работников, и мера наказания должна быть ощутимо выше выгоды от нарушения», — говорится в заявлении.
В действующем законодательстве предусмотрено, что к работодателям, допустившим неформальную занятость, применяются административные меры в размере от 5 до 10 БРВ (от 2,06 до 4,12 млн сумов). Если нарушитель добровольно оплачивает 50% штрафа в течение 15 дней или 70% штрафа в течение 30 дней с момента вручения постановления о наложении штрафа, он освобождается от уплаты оставшейся части.
В большинстве случаев выгода, получаемая нарушителем от нарушения трудового законодательства, значительно превышает ущерб от уплаты штрафа. Это ограничивает возможность устранения правонарушений, считают в Минзанятости.
Ведомство сослалось на опыт зарубежных стран, где размер наказания «существенно превышает выгоду от нарушения».
Международный опыт
По данным министерства, в Германии, Великобритании, Франции и США наряду с финансовыми штрафами за неформальную занятость может применяться наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. В странах СНГ за такого рода правонарушения предусмотрены следующие штрафы: в Беларуси — от 915 до 2980 долларов США, в России для предприятий и организаций — от 629 до 1258 долларов США, в Казахстане — от 466 до 1550 долларов США.
При этом штраф за неформальную занятость применяется не к субъекту предпринимательства, а непосредственно к работодателю — в целях защиты установленных законодательством трудовых прав работников.
Например, для граждан, вступающих в неформальные трудовые отношения, существуют следующие негативные последствия:
- отсутствие официальной защиты и признания (в том числе права на отпуск по беременности и родам, по уходу за ребёнком, оплачиваемый отпуск, компенсации за работу во вредных условиях и т. д.);
- низкий доход и заработная плата;
- отсутствие охраны труда и безопасности;
- несоблюдение норм рабочего времени;
- проблемы при выходе на пенсию и в пожилом возрасте.
Указ президента
На сегодняшний день из 14,213 миллиона занятых граждан страны (94% населения трудоспособного возраста) 5,5 миллиона человек (38,8%) работают в неформальном секторе. Из них около 88,6% приходится на следующие сферы:
- строительство — 147 009 (2,7%);
- общественное питание — 133 665 (2,4%);
- сельское хозяйство — 3 120 851 (56,6%);
- сфера услуг — 1 478 408 (26,8%).
Принятый указ президента акцентирует внимание на четырёх ключевых направлениях борьбы с неформальной занятостью.
Профилактика нарушений. Для работодателей с численностью до 50 сотрудников введены упрощённые процедуры найма и увольнения, особенно актуальные в сферах услуг, строительства и сельского хозяйства. Трудовые договоры теперь можно заключать с использованием Face-ID и типовых форм. Это должно снизить административные барьеры и стимулировать оформление трудовых отношений официально.
Стимулы для легализации. Пособие по безработице теперь выплачивается только при наличии трудового стажа, что, как ожидается, будет мотивировать граждан оформлять официальную занятость. Получение ряда субсидий, например на жильё, также напрямую связано с подтверждённым доходом. Кроме того, в результате налоговой реформы 2019 года «нагрузка на фонд оплаты труда была значительно снижена», что уменьшило стимулы для ухода в «тень».
Для справки: отменены страховые взносы взимаемых с граждан (8% от ФОТ) и снижена ставка социального платежа с 15 до 12%. Также была введена плоская шкала налога на доходы физических лиц со ставкой 12% (взамен прогрессивной трёхступенчатой шкалы с максимальной ставкой 22,5%).
«При этом если бы налоговые ставки были одной из основных причин неоформления трудовых договоров, то все бы заключали трудовые договора с заработной платой в размере минимальной (1,27 млн сумов), а не осуществляли бы деятельность без трудовых договоров», — отметили в Минзанятости.
Неизбежность наказания. Любое выявление фактов неоформления должно обязательно повлечь за собой применение меры ответственности и не представлять возможности работодателям думать о том, что наказание может их миновать. Для этого организован учёт всех инспекционных мероприятий и обязательное внесение их результатов в единую базу данных. Внедряется система риск-анализа, основанная на электронном взаимодействии с другими органами. Это должно позволить повысить эффективность проверок и минимизировать возможность «решения вопроса» неофициально.
Пропаганда официальной занятости. Министерство считает важным доведение до граждан преимуществ официального оформления трудовых отношений, особенно для работников, занятых в сферах с повышенными рисками для здоровья.
По данным госоргана, сочетание строгих мер контроля и стимулов для легализации занятости позволит:
- снизить уровень неформальной занятости;
- повысить прозрачность трудовых отношений;
- минимизировать коррупционные риски при проверках;
- укрепить социальную защищённость работников.