Шерзод Кудбиев.
Фото: Налоговый комитет
Председатель Налогового комитета Узбекистана Шерзод Кудбиев в ходе открытого диалога с представителями гостиничного бизнеса и аудиторских компаний, организованного Торгово-промышленной палатой 5 июля, рассказал о планах по реформированию налогового администрирования и возможном пересмотре налога с оборота.
«Как вы относитесь к тому, чтобы гипотетически предположить: нужен ли вообще налог с оборота? — обратился Кудбиев к аудитории. — Вам нужен нормальный налог для микрофирм, но для государства нужно одинаковое администрирование для всех», — отметил он.
По его словам, Налоговый комитет не поспевает вводить изменения в налоговые отчёты и публиковать инструкции из-за изменений в законодательстве.
Кудбиев считает, что из-за сложной системы администрирования и пяти действующих систем налогообложения (налог с оборота, НДС, налог на прибыль, фиксированное налогообложение и система для самозанятых) возрастает риск ошибок и коррупции.
Реклама на Gazeta
«Представьте, один налоговик должен понимать и НДС, и налог на прибыль, и налог с оборота, и всё остальное. Это усложняет администрирование и приводит к ошибкам и коррупции», — сказал Кудбиев.
Председатель комитет отметил «большую налоговую нагрузку» в сфере услуг.
«Налоговая нагрузка — это 12% НДС. Но зачёт у них очень маленький, потому что основную долю себестоимости составляет заработная плата. Потому что [аудитор] получает деньги за свою голову, а там нет зачёта по НДС», — сказал он.
По его мнению, по этой причине многие компании, например, в медицинской сфере уходят «в тень». С 1 апреля 2025 года все юридические лица, занимающиеся продажей фармацевтической продукции или предоставляющие медицинские услуги в Узбекистане, обязаны уплачивать НДС, независимо от уровня доходов.
«Мы наблюдаем, что медицинские услуги уходят в тень. Почему? От большой налоговой нагрузки. Поэтому нужно придумать какой-то другой механизм, чтобы это удовлетворяло и налоговое администрирование, и налоговую политику. Но при этом, чтобы не выпадали доходы бюджета, но при этом нагрузка была чуть меньше снята», — пояснил он.
Кудбиев подчеркнул, что такая структура расходов вынуждает бизнес искусственно «дробиться» или занижать реальный объём услуг. Если снизить нагрузку, предприниматели покажут больше оборота, благодаря чему госбюджет не потеряет в налоговых поступлениях, уверен он.
Кудбиев подчеркнул, что установленный порог в 1 млрд сумов для перехода на обязательный НДС «был введён не для того, чтобы его потом поднимать». Он напомнил, что порог ввели в 2020 году, чтобы дать бухгалтерам время адаптироваться.
«Во всём мире одна система — все должны быть плательщиками НДС», — сказал глава ведомства.
По словам Кудбиева, власти вместе с Министерством финансов и МВФ разрабатывают комплексное решение для оптимизации налогообложения, которые позволят сохранить поступления в бюджет и снизить нагрузку на бизнес.
«Я не хочу сейчас озвучивать это на большую аудиторию, но поверьте мне, мы вот и с Министерством финансов работаем, чтобы налоговую нагрузку у некоторых юридических лиц снять, при этом налоговую базу не потерять, но при этом дать возможность снять налоговую нагрузку. Мы стараемся и работаем над этим. Думаю, что вы услышите на днях новости», — заявил он.
Глава комитета отметил, что при разработке решений учтены рекомендации Международного валютного фонда.
«Вот в этом направлении работаем. Мы это слышим, видим, но это не быстро будет. Это должен финансовый год закончиться, потому что в середине года такие изменения не делаются», — резюмировал он.