
Фото: Yangi Bank
Председатель Центробанка Тимур Ишметов на пресс-конференции 28 января прокомментировал, почему решение о ликвидации Yangi Bank было принято именно 15 января, а также почему до этого момента регулятор не приостанавливал активные и пассивные операции банка, несмотря на выявленные нарушения.
Отвечая на вопрос журналиста, глава ЦБ подчеркнул, что закрытие банка рассматривается регулятором как крайняя мера.
«Прежде всего хочу сказать: закрытие любого банка — это крайне болезненный вопрос. Для нас принятие такого решения всегда очень сложно. Разумеется, иногда такие решения приходится принимать, но мы по возможности всегда стараемся рассматривать меры по оздоровлению банка, а не по его закрытию. Потому что закрытие любого банка естественно формирует негативное отношение к банковской системе в целом», — заявил он.
По его словам, требование о минимальном уставном капитале в 500 млрд сумов вступило в силу с 2025 года, но ряду банков было предоставлено дополнительное время для выполнения нормы.Реклама на Gazeta
«Что касается того, почему банк не был закрыт раньше: как мы уже сказали, мы не сторонники закрытия. Законодательством были предусмотрены определённые сроки. Тем банкам, которые не успели вовремя довести капитал до требуемого уровня, было предоставлено дополнительное время — и это касалось не только Yangi Bank. Но только Yangi Bank не смог выполнить это требование», — отметил Тимур Ишметов.
По его словам, в начале 2025 года акционеры Yangi Bank представили регулятору планы по докапитализации за счёт активов из других своих бизнесов в течение 1−2 кварталов.
«Мы предоставили им возможность продолжить деятельность. То есть мы всегда максимально выступаем за продолжение работы банка. Однако по истечении обещанного срока капитализация так и не была проведена, при этом мы наблюдали ухудшение его финансового состояния. Поэтому решение было принято именно в этот момент», — сказал председатель ЦБ.
Он подчеркнул, что решение о ликвидации было принято до того, как финансовое положение банка стало критическим.
«Мы приняли его тогда, когда активы банка ещё не опустились ниже уровня, необходимого для выполнения обязательств. На сегодняшний день у банка имеются активы: часть из них — ликвидные, есть денежные средства, есть портфель, который можно реализовать, продав другим банкам. Есть и менее ликвидные активы», — сообщил Ишметов.
Кроме того, рассматривалась возможность продажи банка другим инвесторам.
«Решение было принято, во-первых, потому что мы убедились в невозможности докапитализации со стороны акционеров. Во-вторых, рассматривался вопрос продажи банка другим потенциальным инвесторам, велись неформальные обсуждения, но инвесторы найдены не были», — отметил он.
По словам главы Центробанка, дальнейшее затягивание решения могло привести к рискам невыполнения обязательств перед клиентами.
«С учётом того, что, с одной стороны, капитализация невозможна, а с другой — дальнейшее затягивание могло привести к ситуации, когда активов стало бы недостаточно для полного выполнения обязательств, решение было принято именно сейчас», — заявил Тимур Ишметов.
Он также напомнил о мерах по защите вкладчиков. В первую очередь был сформирован их реестр. Сейчас начинается работа Агентства по гарантированию вкладов. Согласно закону, средства в размере до 200 млн сумов будут возвращены — в течение 15 дней.
«По оставшимся обязательствам будет работать ликвидационная комиссия, которая займётся продажей активов банка для погашения его обязательств», — сообщил председатель Центробанка.
Он подчеркнул, что приоритетом регулятора было обеспечение возврата средств клиентам.
«Предусмотрен план по полному выполнению обязательств банка. Тем не менее банк завершит свою деятельность с существенными убытками. Но при принятии решения для нас в первую очередь приоритетом было полное возвращение средств вкладчикам — как физическим, так и юридическим лицам», — резюмировал Ишметов.
Напомним, 15 января правление Центрального банка приняло решение об отзыве лицензии Yangi Bank и начале процедуры его принудительной ликвидации.
По состоянию на 13 января совокупные активы банка составляли 577,2 млрд сумов, кредитный портфель — 190 млрд сумов (в основном краткосрочные и факторинговые кредиты, классифицированные как стандартные). Обязательства банка составляют около 412 млрд сумов, из которых:
- 279 млрд сумов — средства физических лиц (вклады и средства на картах);
- около 110 млрд сумов — средства юридических лиц.
Уставный капитал после учёта убытков снизился примерно до 183 млрд сумов при ранее сформированных 355 млрд сумах. Нераспределённый убыток прошлых лет — 171 млрд сумов.
По предварительным данным ЦБ, в банке насчитывается 32 526 вкладчиков-физлиц. Из них 32 153 вкладчика (98,8%) подпадают под государственную гарантию.
Гарантированная сумма — до 200 млн сумов на одного вкладчика. Но этот лимит не действует на вклады, которые были открыты до вступления поправок в законодательство о вкладах. Если депозит был открыт до 19 февраля 2025 года, то на него распространяется 100%-ная гарантия (независимо от суммы).
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ