Главная | КУЛЬТУРА | «На весах времени». Выставка художников из Хорезма открылась в Ташкенте

«На весах времени». Выставка художников из Хорезма открылась в Ташкенте

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы

«На весах времени». Выставка художников из Хорезма открылась в Ташкенте

В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы в Ташкенте открылась выставка 11 хорезмских художников. Экспозиция состоит из более 50 работ, в которых обозреватель «Газеты» Дмитрий Поваров увидел стремление к выходу за пределы традиционной стилистики.

Сегодня, 09:15  

Культура  

Хорезм — удивительный регион, где искусство кажется не столько результатом образования, сколько прямым продолжением ландшафта. Когда в соседнем Каракалпакстане в середине 60-х годов прошлого века коллекционер и собиратель искусства Игорь Савицкий создал музей, то хорезмские художники почти не имели шанса игнорировать диалог авангарда и этнографии. Они учились смотреть на традицию не как на музейный экспонат, а как на материал для эксперимента.

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.

Именно в этом контексте открывается групповая выставка 11 хорезмских художников в большом зале Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы. Более 50 работ — от конца 1980-х до сегодняшнего дня — читаются как многослойный эксперимент: попытка не иллюстрировать традицию, а работать с ней как с живым, гибким веществом.Реклама на Gazeta

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.

Основной акцент экспозиции — работы 73-летнего Курбанбая Бекчанова. Он — художник поколения, которое ещё помнит, что такое живопись как дисциплина, но уже умеет позволить ей быть темпераментной. Его портреты — от исторических фигур вроде первого узбекского фотографа и кинооператора Худайбергена Деванова до «Подрядчика Саида» или дружеской «Дискуссии» — написаны широкой, уверенной кистью. Цвет — не вспомогательная среда, а полноценный персонаж: энергичный, экспрессивный, иногда слишком громкий, чтобы оставаться в рамках реалистической манеры.

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.

Современники Бекчанова — Мадамин Худайберганов и Даврон Атамуродов — идут путём, более укоренённым в реалистической манере 1940-х. Свет у них мягче, фактура спокойнее, а цветовая палитра — тёплая, землистая, контрастирующая с холодными небесными оттенками. Их картины напоминают, что восточный колорит — это не экзотика, а сложная работа с теплом.

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.

Зайнитдин Аскаров, яркий представитель поколения пятидесятилетних, использует традицию иначе: через индустриальный образ. В его новой работе «Газовики Хорезма» свет — не просто инструмент, а логика всего изображения. Яркая вспышка сварки вырывает рабочие фигуры из тьмы, превращая их в почти скульптурные формы. В этих работах чувствуется, как промышленный сюжет становится новым фольклором, а производственный ритм — такой же органичной частью Хорезма, как и арыки.

В плеяде молодых хорезмских художников выделяются Азамат и Кахрамон Мадаминовы, которые демонстрируют два возможных направления хорезмской оптики. Азамат работает в тёплой, солнечной гамме: оранжевые, красные, жёлтые тона создают атмосферу вечного южного полдня. Его «Базар» и «Кураш» — не столько картины, сколько настроения: шумные, праздничные, с оттенком притчевости.

Фото: Международный караван-сарай культуры Икуо Хираямы.

Кахрамон — противоположность. Его «Зимняя Хива» построена на сдержанных тонах. Бирюзовый минарет — единственный цветовой акцент, как память о лете. В работе удивительным образом сходятся музейная тишина и городская пауза.

Современное хорезмское искусство, представленное на выставке, невозможно определить привычными категориями — оно не «народное» и не «локальное». Скорее, это искусство, которое однажды увидело свою традицию через призму новаторства — сначала благодаря Савицкому, потом благодаря собственным поискам — и теперь разговаривает с ней на равных. Увидеть и послушать можно до 30 ноября. Вход свободный.

Источник