Фото: Дилявер Аблякимов / «Газета.uz»
Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 15 июля приняла закон, который предусматривает новые обязательства фермеров по использованию сельскохозяйственных земель.
Во время рассмотрения документа на заседании нижней палаты парламента 1 июля некоторые депутаты выступили против его принятия.
Напомним, законом предлагалось внести изменения в Налоговый кодекс и Кодекс об административной ответственности. В частности, планируется определить Агентство карантина и защиты растений уполномоченным органом, который будет вести учёт и контроль за посевами соответствующих сельскохозяйственных культур или производством продукции по краям полей, на площадях вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей.
Реклама на Gazeta
Согласно документу, если до 1 апреля ежегодно не будут обеспечены посевы или производство продукции на таких территориях, для производителей сельскохозяйственной продукции предусмотрено начисление земельного налога в трёхкратном размере за все принадлежащие им сельхозземли (а не только на край поля).
Кроме того, в статью 65 КоАО могут внести дополнения. В частности, пользователи, арендаторы и субарендаторы сельскохозяйственных земельных участков, не выполняющие обязательства по посеву и производству продукции на краях полей, площадях вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей, предлагалось штрафовать на сумму от 5 до 7 базовых расчётных величин (от 1,87 млн до 2,625 млн сумов), а должностных лиц — от 7 до 10 БРВ (от 2,62 млн до 3,75 млн сумов).
Также фермерам могут прекратить финансирования за счёт кредитных ресурсов для сельского хозяйства при нарушении предлагаемых требований.
Изменения
Председатель Комитета Законодательной палаты по аграрным и водохозяйственным вопросам Равшан Мамутов представил обновлённую редакцию законопроекта, касающегося использования земель на окраинах сельхозугодий. По его словам, при доработке документа были учтены как положения подзаконных актов, так и предложения от фермеров и сельхозпроизводителей.
Он напомнил, что ежегодно до 1 января Агентство по карантину и защите растений, исходя из климатических условий, потребности в продукции и опыта местного населения, отбирает пригодные для посева участки на окраинах полей. Предложения направляются в областные хокимияты, которые до 1 февраля принимают решения об организации посевов и утверждают прогнозные показатели урожайности.
Если фермер или арендатор по объективным причинам (занятость основной культурой, нехватка времени или ресурсов) не может использовать эти земли, он должен передать их в субаренду.
«Важно, что в новой редакции предусмотрены механизмы стимулирования тех, кто выращивает сельхозпродукцию на краях полей: выдача фитосанитарного сертификата бесплатно, субсидирование 50% затрат на приобретение плодовых саженцев, закрепление инспекторов Агентства карантина за каждым производителем и оказание помощи», — подчеркнул он.
Мамутов напомнил, что действующее законодательство требует, чтобы либо землевладелец самостоятельно засеивал такие участки, либо обеспечивал их использование через субарендаторов. В случае невыполнения обязательств собственник платит повышенный земельный налог, а субарендатор может быть привлечён к административной ответственности.
Шесть ключевых изменений ко второму чтению
Уточнение применимости нормы. Если в первом чтении предполагалось сделать посев обязательным на всех окраинах полей, во втором чтении норма привязана только к землям вокруг каналов, оросительных и коллекторно-дренажных сетей по краям полей, в соответствии с Земельным кодексом и законом «О фермерском хозяйстве».
Введение нового понятия. Предлагается закрепить термин «посев оптимальных культур на участках, определённых законодательством», ссылаясь на ежегодные предложения Агентства по карантину растений по посеву.
Принцип пропорциональности. Предлагается начислять повышенный земельный налог (в 3-кратном размере) только на неиспользованную часть участка, а не на всю площадь.
Смягчение санкций. Штрафы в КоАП будут применяться только к субарендаторам, и не в размере до 10 БРВ, как предлагалось ранее, а в пределах от 1 до 3 БРВ.
Учёт климатических условий. В связи с особенностями климата в ряде регионов срок для посева продлевается до 1 мая (ранее — до 1 апреля).
Отсрочка вступления в силу. С учётом трёхлетнего моратория на введение новых санкций для субъектов предпринимательства, поправки в Кодекс об административной ответственности вступят в силу с 1 июля 2026 года. При этом стоит отметить, что по другому указу президента с 1 июля 2025 года по 1 января 2028 года был объявлен мораторий на принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих возложение новых обязанностей на субъекты малого и среднего бизнеса. Об этом ранее упоминала депутат от фракции «Адолат» Гулнорахон Абдувохидова, но на втором заседании обсуждался только первый мораторий на установление новых видов ответственности и мер наказания для субъектов предпринимательства, действующий до июля 2026 года.
Лидер партии Либерально-демократической партии (УзЛиДеП), председатель Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Актам Хаитов, ранее поддержавший законопроект, заявил, что поправки «не создают дополнительной нагрузки для сельхозпроизводителей, а напротив — предусматривает меры поддержки».
Он указал, что на практике ранее была проблема: где начинается и где заканчивается «край поля», не было точно определено.
«Из-за этого фермерам предъявлялись претензии: „Почему не засеяна граничащая с твоим участком территория?“ Теперь, согласно закону, до 1 января рабочая группа под руководством Агентства по защите и карантину растений будет точно определять размеры таких участков, исходя из климатических условий и особенностей региона», — сказал депутат.
Если, например, из 60 гектаров земли 1 гектар относится к «краю поля», то перед посевом должно быть получено заключение территориального подразделения Минводхоза.
«Есть ли там вода, возможно ли орошение, можно ли сеять, кому этот участок принадлежит. Если он не относится к фермеру, то к нему не будут применяться меры ответственности. В то же время право на субаренду передано местным жителям, молодёжи, безработным», — заявил Хаитов.
Лидер Экологической партии Абдушукур Хамзаев привёл расчёты: если на каждом гектаре оставить по 2,5 метра сверху и снизу, то в среднем не засеваются 5 соток с гектара.
«На первый взгляд кажется, что это немного. Но на 10 гектарах — уже 50 соток, на 100 — 5 гектаров. А если в одном районе 100 тысяч гектаров посевной земли, то впустую может остаться до 500 гектаров. Если с 1 гектара можно собрать 30 тонн картофеля, это 15 тысяч тонн продукции. При среднегодовом потреблении картофеля на человека в 50 кг — это продовольствие для 300 тысяч человек», — отметил он, призвав коллег поддержать закон.
Депутаты приняли закон во втором и третьем чтениях и направили его на рассмотрение в Сенат. 106 парламентарием проголосовали «за», 3 выступили против, 2 воздержались.
Напомним, в Узбекистане запрещена приватизация сельскохозяйственной земли. Она остаётся собственностью государства и может предоставляться фермерам и другим пользователям только в долгосрочную аренду. Такая практика сохранилась лишь в немногих странах мира.