ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | Для детей, пострадавших от насилия, будут разрабатывать индивидуальный план защиты

Для детей, пострадавших от насилия, будут разрабатывать индивидуальный план защиты

Фото: Абдулло Ёдгоров / «Газета.uz»

Кабинет министров постановлением от 14 июля утвердил Положение о порядке выявления случаев насилия в отношении детей, оценки степени риска, разработки и реализации плана защиты.

Согласно документу, дети, пострадавшие от насилия или находящиеся под угрозой его совершения, могут обратиться самостоятельно либо через своих законных представителей в центры «Инсон», органы внутренних дел и другие ответственные органы.

Основанием для принятия индивидуальных мер по защите детей от всех форм насилия являются:

  • обращение пострадавшего от насилия или его законного представителя;
  • сообщения физических или юридических лиц;
  • факты насилия или попытки его совершения, выявленные сотрудниками государственных органов и организаций;
  • информация из СМИ и интернета, включая социальные сети;
  • материалы, поступившие от государственных органов и других организаций.

Центры «Инсон» при участии ОВД изучают жизненную ситуацию ребёнка в течение одного дня. В ходе этой работы проводится предварительная оценка факторов, представляющих угрозу жизни или здоровью ребёнка.

По результатам оценки уровень риска классифицируется как «низкий» или «высокий». Если факт насилия не подтверждается, сотрудники органов внутренних дел и центра «Инсон» составляют заключение и в тот же день передают его заявителю.

Риск признаётся «низким», если:

  • существуют факторы, которые могут угрожать жизни или здоровью ребёнка, но есть условия для их устранения или снижения;
  • физическое насилие не нанесло серьёзного вреда здоровью ребёнка (отсутствуют признаки административного правонарушения или преступления);
  • психическое насилие не вызвало у ребёнка выраженного стресса или депрессии;
  • в семье есть лица, склонные к антисоциальному поведению или злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, психотропными или иными веществами, влияющими на сознание человека.

Риск оценивается как «высокий», если:

  • имеется серьёзная угроза жизни или здоровью ребёнка, требующая немедленного вмешательства и принятия защитных мер;
  • совершено физическое или сексуальное насилие (имеются признаки административного правонарушения или преступления);
  • родители, опекуны или лица, обязанные воспитывать и заботиться о ребёнке, не выполняют своих обязанностей.

При необходимости к процессу предварительной оценки могут быть привлечены сотрудники медицинских учреждений, образовательных организаций и другие специалисты.

Реклама на Gazeta

Если по результатам первичной оценки риск для жизни или здоровья ребёнка признан «низким», социальный работник центра «Инсон» совместно с остальными членами «махаллинской семёрки», образовательными и медицинскими учреждениями:

  • предотвращает ухудшение ситуации в семье и устраняет временные трудности;
  • оказывает социальную, психологическую и правовую помощь, исходя из потребностей семьи;
  • помогает ребёнку в получении образования и, при необходимости, медицинской помощи;
  • оказывает медицинскую и психологическую помощь членам семьи, склонным к антисоциальному поведению;
  • организует меры на уровне махалли для улучшения атмосферы в семье, укрепления родительских навыков и формирования у ребёнка жизненных компетенций.
  • При этом ситуация в семье наблюдается в течение одного месяца, и на основе её потребностей предоставляются социальные услуги и помощь.

Если риск для жизни или здоровья ребёнка оценён как «высокий», центр «Инсон» совместно с ОВД принимает меры по немедленному устранению факторов угрозы, а также обращается в компетентные государственные органы или к должностным лицам.

Органы внутренних дел совместно с центром «Инсон» принимают одно из неотложных мер:

  • задержание лица, совершившего насилие, в установленном законом порядке и применение процессуальных мер;
  • выдача защитного ордера ребёнку или его законному представителю;
  • изъятие ребёнка у родителей (одного из них) или иных лиц, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

После устранения факторов угрозы центр «Инсон» проводит комплексную оценку жизненной ситуации ребёнка в течение 14 календарных дней. В частности, «Инсон» изучает состояние физического и психического здоровья и безопасности ребёнка, последствия насилия, условия для обучения и воспитания, жилищные условия, потребности ребёнка и семьи, родительские навыки, отношения между ребёнком и лицом, совершившим насилие, а также в семье и образовательной организации, факторы, приведшие к насилию, другие обстоятельства, способствующие насилию.

На основании результатов комплексной оценки центр в течение трёх рабочих дней совместно с ответственными госорганами и организациями разрабатывает план защиты ребёнка, с участием самого ребёнка и его законного представителя (за исключением тех, которые сами совершили действия или бездействие, угрожающие жизни и здоровью ребёнка).

В план защиты могут быть включены выдача защитного ордера, оказание правовой, экономической, социальной, психологической, медицинской и другой помощи детям, пострадавшим от насилия или находящимся под угрозой, укрепление и поддержка семьи,

временное изъятие ребёнка у родителей или других лиц при наличии прямой угрозы жизни или здоровью, меры защиты свидетелей и участников уголовного процесса.

Основаниями для прекращения действия плана защиты являются:

  • устранение последствий насилия или угрозы его совершения;
  • достижение ребёнком восемнадцатилетнего возраста;
  • смерть ребенка.

В отношении лиц, совершивших насилие либо склонных к его совершению, могут применяться следующие меры:

  • прохождение коррекционной программы;
  • изъятие детей;
  • ограничение или лишение родительских прав;
  • принудительное лечение в наркологических учреждениях;
  • назначение принудительных мер медицинского характера;
  • привлечение к ответственности в порядке, установленном законом.

Сведения о лицах, совершивших насилие или склонных к его совершению, будут вноситься в единую электронную базу данных Национального комитета по статистике.

Источник