Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
«Газете» стало известно, что эксперты из международных организаций предупреждали Узбекистан о неэффективности обязательного тестирования на ВИЧ граждан, вернувшихся в страну после более чем 90 дней отсутствия. По их мнению, это также противоречит не только международным, но и внутренним правовым нормам.
Редакция ознакомилась с аналитической запиской, которую эксперты направили в Законодательную палату Олий Мажлиса Узбекистана, когда проект закон рассматривали депутаты. Напомним, на сегодня документ уже прошёл Сенат, его одобрили 1 августа.
В записке указывается, что обязательное тестирование:
- нарушает право на конфиденциальность, телесную неприкосновенность и медицинскую тайну;
- усиливает стигму и дискриминацию в отношении людей, живущих с ВИЧ, и трудовых мигрантов;
- не способствует снижению распространения инфекции, так как лишено добровольности и системной поддержки;
- подрывает доверие к системе здравоохранения, что может препятствовать обращению за медицинской помощью;
- создаёт ложное чувство защищённости у тех, кто не подпадает под действие закона, отвлекая ресурсы от доказанных методов профилактики.
«В условиях страха перед санкциями или депортацией люди могут скрывать свой ВИЧ-статус или избегать тестирования, тем самым повышая риск передачи инфекции. Международный опыт свидетельствует о том, что карательные меры ведут к маргинализации отдельных групп населения и снижению охвата профилактическими и лечебными услугами», — отмечают авторы документа.
Реклама на Gazeta
«Страх перед стигмой и возможной депортацией часто вынуждает трудовых мигрантов, заразившихся ВИЧ в стране пребывания, избегать обращения за помощью, включая профилактику, тестирование и лечение, что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему распространению инфекции», — подчёркивается в записке.
Эксперты также перечислили международные обязательства Узбекистана в сфере прав человека и здравоохранения, которым противоречит введение обязательного тестирования.
Среди них:
Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
- Статья 7 — Защита от унижающего достоинство обращения;
- Статья 17 — Право на неприкосновенность частной жизни;
- Статья 2 — Право на равенство и свободу от дискриминации по признаку ВИЧ-статуса, статуса мигранта.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)
Статья 12 — Право на достижение наивысшего достижимого уровня здоровья
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
Статья 12 — Доступ к медицинским услугам, включая репродуктивную помощь
Конвенция о правах ребёнка
Статья 24 — Право на достижение наивысшего достижимого уровня здоровья
Конвенция о правах инвалидов (КПИ)
Статья 25 — Равный доступ к медицинскому обслуживанию без дискриминации
Руководство ЮНЭЙДС/ВОЗ (2004, обновлено в 2012 году)
- Настоятельно не рекомендуется обязательное тестирование;
- Рекомендуется проводить тестирование на ВИЧ с предварительным информированным согласием тестируемого; с соблюдением конфиденциальности; с пред- и постконсультацией, включая информацию о передаче ВИЧ, профилактике и уходе; обеспечение точности и надёжности результатов тестов и обеспечение того, чтобы лица, проходящие тестирование, были связаны с соответствующими службами профилактики, лечения и ухода, включая антиретровирусную терапию, если это необходимо.
Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека (2006)
Рекомендация МОТ № 200
- Запрещает дискриминацию по признаку ВИЧ при трудоустройстве и миграции;
- Запрещает дискриминацию на основе ВИЧ в сфере занятости и миграции;
- Призывает к правозащитному и гуманному подходу.
Резолюции Совета по правам человека (2021, 2024)
- Подтверждают необходимость устранения ограничений на въезд, пребывание и проживание на основе ВИЧ-статуса.
В аналитической записке также приводится широкая подборка международного опыта по этому вопросу. К примеру:
США:
Отменили запрет на въезд для людей с ВИЧ, признали такие меры неэффективными и дискриминационными.
Южная Корея:
Отменили обязательное тестирование на ВИЧ для иностранных учителей после решения Комитета ООН по вопросам расовой дискриминации.
Португалия:
Предлагает анонимное, бесплатное и добровольное тестирование на ВИЧ для всех мигрантов независимо от их статуса.
Таиланд:
Создали медицинские центры, дружественные к мигрантам, совместно с неправительственными организациями и Международной организацией по миграции, предоставляют бесплатное добровольное тестирование и лечение.
Канада и Австралия:
Отмена обязательного тестирования улучшила доступ к медицинским услугам и снизила стигматизацию.
Великобритания и Германия:
Внедрили добровольное тестирование, увеличив его охват и улучшив показатели общественного здоровоохранения. Тестирование проводится в рамках медицинских обследований при иммиграции, но не влияет на въезд и обеспечивает доступ к медицинской помощи. «Такой подход основан на принципах охраны здоровья, а не на исключении», — отметили эксперты.
Международная рабочая группа ЮНЭЙДС по ограничениям, связанным с ВИЧ и поездками, в 2008 году пришла к выводу, что не существует достоверных доказательств эффективности обязательного тестирования или ограничительных мер для защиты общественного здоровья.
«Подобные ограничения, напротив, могут препятствовать усилиям в сфере общественного здравоохранения, — цитируют авторы агентство ООН. — Ограничения, связанные с поездками на основе ВИЧ-статуса, носят дискриминационный характер и подрывают принципы прав человека».
Авторы считают, что положения об обязательном тестировании должны быть приведены в соответствие с современными научными, медицинскими, этическими и правовыми стандартами.
«Конституционные гарантии Узбекистана (статья 19) и закон „Об охране здоровья граждан“ (статья 15) подчёркивают необходимость приоритета недопущения дискриминации, обеспечения добровольного тестирования, соблюдения конфиденциальности и доступа к лечению», — подчеркнули эксперты.
Основное внимание, по мнению авторов, должно быть уделено добровольному тестированию с получением информированного согласия, сохранением конфиденциальности и обеспечением эффективной маршрутизации к лечению и поддержке.
Эксперты также перечислили наилучшие практики расширения доступа к тестированию на ВИЧ:
- Добровольное, конфиденциальное и анонимное тестирование: предоставляется на доступных языках и в доверенной среде;
- Информирование и обучение по принципу равный-равному, через представителей мигрантских сообществ;
- Мобильные пункты тестирования и тестирование на рабочих местах;
- Дружественные к мигрантам медицинские услуги: с обучением персонала, направленным на устранение стигмы;
- Правовые гарантии: прохождение тестирования не должно вести к депортации или отказу в трудоустройстве;
- Неограниченный доступ к лечению ВИЧ независимо от миграционного статуса;
- Широкое участие заинтересованных сторон: включая работодателей, профсоюзы, гражданское общество и мигрантские сообщества.
«Реализация этих основанных на правах человека и научных данных подходов позволит Узбекистану эффективно защищать общественное здоровье, соблюдать свои международные обязательства и уважать достоинство и права всех людей, независимо от их ВИЧ-статуса или миграционного фона», — отметили в заключение авторы документа.