Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Африка — новое направление дипломатии Узбекистана. Почему именно сейчас?
С 2023 года Ташкент наладил связи уже с 13 странами Африки. «Газета» обсудила с экспертами причины интереса к региону, возможные направления сотрудничества, а также перспективы установления межрегиональных связей между Центральной Азией и Африкой.
Вчера, 19:56
Политика
10 июля в Нью-Йорке Узбекистан и Эритрея установили дипломатические отношения. Активность Узбекистана в африканском направлении заметна в последние несколько лет. Согласно официальным данным, с 2023 года Ташкент установил дипотношения с 13 странами этого континента.
«Газета» попросила экспертов прокомментировать, чем обусловлен интерес Узбекистана к африканскому региону, в каких сферах Ташкент может сотрудничать со странами Африки, а также о перспективах установления межрегиональных связей между Центральной Азией и Африкой.
Алоуддин Комилов, политический аналитик Центра прогрессивных реформ (Узбекистан)
Расширение взаимодействия Узбекистана со странами Африки является процессом стратегической перенастройки внешнеполитического курса страны на фоне усиливающихся геополитических разломов в Евразии и реструктуризации глобальной экономики.
Реклама на Gazeta
Ташкент стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, выйти на новые рынки и активнее интегрироваться в сети глобального Юга.
На мой взгляд, мы можем говорить о формировании нового, африканского, измерения внешней политики Узбекистана. Этот процесс вписывается в наблюдаемый уже некоторое время рост участия Узбекистана в платформах глобального Юга, его вовлечённость в формат БРИКС+ и стремление к развитию альтернативных форматов многостороннего партнёрства.
Важно отметить, что речь идёт не просто об имиджевых шагах, а об осознанной диверсификации контактов, основанной на «мягкой силе» и практическом экономическом сотрудничестве.
Говоря о наиболее перспективных сферах взаимодействия с Африкой, я бы отметил, во-первых, сельское хозяйство и продовольственная безопасность. Узбекистан может предложить технологии земледелия в засушливых условиях, а также удовлетворить спрос на удобрения и сельхозтехнику.
Во-вторых, фармацевтика и медицинское образование. Развивающийся медицинско-промышленный комплекс Узбекистана, включая производство дженериков и подготовку кадров, может эффективно отвечать на потребности африканских стран.
В-третьих, лёгкая промышленность и текстильное производство. Совместные предприятия по переработке хлопка и интеграция производственных цепочек в рамках специальных экономических зон могут снизить зависимость от импорта и способствовать инклюзивному развитию промышленности с обеих сторон.
Каждое из этих направлений опирается на сравнительные преимущества Узбекистана, приносит практические выгоды африканским партнёрам и может стать основой для долгосрочного развития.
На мой взгляд, Ташкенту следует уделить особое внимание развитию отношений с тремя странами африканского континента — ЮАР, Египтом и Алжиром.
ЮАР является наиболее индустриально развитой экономикой континента, членом БРИКС и важным центром инноваций, финансов и логистики. Однако текущее присутствие Узбекистана в ЮАР крайне ограничено, т. к. отсутствует посольство, нет значимых торговых связей. Для выхода на южноафриканский рынок потребуется активизация экономической дипломатии и работа с частным сектором.
Египет уже поддерживает умеренные торговые отношения с Узбекистаном и играет роль стратегического хаба, соединяющего Африку, Ближний Восток и Европу. Он обеспечивает доступ к логистическим и финансовым маршрутам, соответствующим экспортным целям Ташкента.
Алжир остаётся, пожалуй, наименее задействованной, но потенциально важной страной для интересов Узбекистана. Эта богатая газом страна Магриба проявляет интерес к Центральной Азии, а также имеет устойчивые связи на экспертном уровне через аналитические центры.
Что касается перспектив установления межрегионального взаимодействия между Центральной Азией и Африкой, форматы «C5+Африка» или «C5+Африканский союз» представляются многообещающими с концептуальной точки зрения. Действительно, у стран Центральной Азии и ряда государств Африканского континента имеются схожие вызовы: отсутствие выхода к морю, уязвимость к последствиям изменения климата, необходимость модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры.
Вместе с тем создание таких форматов на практике столкнётся с целым рядом ограничений — в первую очередь, институционального характера. У Африканского союза нет сопоставимого по масштабу и полномочиям партнёра в Центральной Азии, а традиции межрегиональной дипломатии между двумя регионами пока не получили системного характера.
Тем не менее, при грамотной координации и обеспечении устойчивого финансирования, такой формат может стать основой для перспективной модели сотрудничества Юг-Юг. С этой точки зрения запуск рабочей платформы «C5 + Африканский союз» на министерском уровне выглядит оправданным.
Целесообразно сосредоточить усилия на практических направлениях, таких как сельское хозяйство, образование и торговля. Это может способствовать институциональному сближению, укреплению диалога и усилению видимости обеих региональных группировок в международных форматах.
Дополнительно стоит рассмотреть возможность создания специализированных платформ сотрудничества с ключевыми странами континента, например, «C5 + Египет» или «C5 + ЮАР». Такие форматы позволят выстраивать более сфокусированные, прагматичные и результативные формы взаимодействия.
Мансурова Нозимабону, главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии
Узбекистан действительно в последние два года демонстрирует заметный интерес к африканскому направлению, увеличив число стран-партнёров почти втрое. Это отражает закономерную эволюцию внешней политики страны.
На ранних этапах особое внимание уделялось выстраиванию отношений с ближайшими соседями, крупными международными игроками и ключевыми организациями. То есть направлениями, которые были критически важны для укрепления суверенитета и роли Узбекистана на мировой арене.
По мере институционального укрепления дипломатической службы и накопления внешнеполитического опыта появилась возможность выходить на новые перспективные треки. В этом контексте африканское направление воспринимается как логическое продолжение многовекторной политики и учитывает возрастающее политическое и экономическое значение Африки.
Я бы отметила отдельно, что особое место в африканской политике Узбекистана занимает Египет, с которым дипломатические отношения установлены ещё в 1992 году. Отношения двух стран традиционно носят тёплый и дружественный характер. Это подтверждает, в частности, тот факт, что Египет остаётся единственной африканской страной, которую в 2018 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил с официальным визитом.
Спустя пять лет, в 2023 году, состоялся ответный визит президента Египта Абдул-Фаттаха Ас-Сиси в Ташкент. Лидеры также провели переговоры на полях саммита БРИКС в Казани. Египет по-прежнему остаётся ключевым партнёром Узбекистана на африканском направлении, с которым налажены наиболее активные политические и экономические контакты.
Установление дипломатических отношений с африканскими странами закладывает основу для наращивания сотрудничества со всем континентом. Африка представляет собой перспективный рынок с населением свыше 1,5 миллиарда человек. В ВТО, к числу участников которой стремится присоединиться и Узбекистан, входит 46 африканских государств. Южно-Африканская Республика представляет континент в G20. Все эти факторы свидетельствуют о растущем политическом и экономическом весе Африки и делают её всё более привлекательной для взаимодействия.
Что касается сотрудничества между двумя регионами, то на первый взгляд может показаться, что говорить о формате «Центральная Азия + Африка» пока преждевременно. Ни у стран Центральной Азии, ни у африканских государств пока нет устойчивых экономических связей и отлаженных двусторонних каналов взаимодействия, которые могли бы уже сейчас оправдать переход к институционализированным форматам сотрудничества. В настоящее время стороны находятся в процессе выстраивания диалога, уточнения интересов друг друга и поиска точек соприкосновения.
Но с другой стороны, именно за счёт такого формата можно ускорить и упростить процесс формирования отношений. Встречи в формате «ЦА + Африка» позволили бы сэкономить время и ресурсы всех сторон, а также значительно расширить круг африканских стран, с которыми Центральная Азия могла бы выстраивать взаимодействие. Это позволит выстраивать диалог с целым континентом на единой общей площадке.
Разумеется, речь пока не идёт о встречах лидеров стран, так как для этого нужна более прочная база сотрудничества. Однако целесообразно было бы начать с экспертных консультаций или встреч министров иностранных дел, где можно согласовать направления взаимодействия, обменяться опытом и заложить основы общей повестки. Такой шаг стал бы важным вкладом в развитие внешней политики Узбекистана и стран региона, а также в постепенное формирование новых межрегиональных связей.