Главная | ЭКОНОМИКА | Госдолг Узбекистана превысил $42 млрд. Что изменилось

Госдолг Узбекистана превысил $42 млрд. Что изменилось

Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Государственный долг Узбекистана на 1 апреля достиг 42,4 млрд долларов США, увеличившись за первые три месяца года на 2,22 млрд долларов. Это следует из данных на сайте Министерства экономики и финансов.

Внешний долг состоит из государственного и частного долга. В новости речь идёт о госдолге. При этом стоит отметить, что в «частном» секторе в основном представлены компании и банки с государственной долей (государство владеет около 65% банковского сектора, а также владеет или имеет доли в компаниях UzAuto Motors и «Узбекнефтегаз», НБУ, «Узпромстройбанке», НГМК которые выпускали долговые бумаги на миллиарды долларов).


Показатели
На 1 января 2025
На 1 апреля 2025
Изменение (млн долл)
млн долл
% к долгу
млн долл
% к долгу

Госдолг
40 199
100%
42 431
100%
2 232

Отношение к ВВП
35

33,5

I
Внешний долг
33 720
84%
35 557
84%
1 837

Отношение к ВВП
29

28

II
Внутренний долг
6 479
16%
6 874
16%
395

Отношение к ВВП
5,6

5,4

Соотношение госдолга к валовому внутреннему продукту (объёму экономики) при этом снизилось с 35% до 33,5%.

Государственный внешний долг за квартал вырос на 1,83 млрд — до 35,56 млрд долларов, или 28% к ВВП (было 29,3% к ВВП). Долг на 19,74 млрд долларов (47%) привлечён по фиксированной, на 15,7 млрд долларов (37%) — по плавающей ставке. 81% займа деноминированы в иностарнной валюте.

Государственный внутренний долг увеличился на 390 млн долларов — до 6,87 млрд долларов, или 5,4% к ВВП (было 5,6% к ВВП).

Доля государственного внешнего долга осталась без изменений и составила 84%, внутреннего — 16%.

В пересчёте на душу населения госдолг составил 1125 долларов (против 1070 долларов на 1 января 2025 года).

Для сравнения: пять лет назад, на 1 января 2020 года, уровень госдолга составлял 17,8 млрд долларов.

Сферы

На 1 января 2025

На 1 апреля 2025

Изменение
млн долл
млн долл
% к долгу
млн долл
% к долгу
Государственный внешний долг, всего
33 720
100%
35 557
100%
1 837
в том числе:

На поддержку бюджета
15 291
45%
16 818
47%
1 527
Топливно-энергетическая отрасль
5 743
17%
5 889
17%
146
Нефть и газ
1 746
5%
1 704
5%
-42
Электроэнергетика
3 783
11%
3 947
11%
164
Угольная промышленность
214
1%
238
1%
24
Транспорт и транспортная инфраструктура
2 852
8%
2 857
8%
5
Железные дороги
1 275
4%
1 290
4%
15
Автомобильные дороги
1 208
4%
1 226
3%
18
Воздушный транспорт
369
1%
341
1%
-28
Сельское и водное хозяйство
2 918
9%
3 040
9%
122
Сельское хозяйство
2 069
6%
2 175
6%
106
Водные ресурсы
849
3%
865
2%
16
Жилищно-коммунальное хозяйство
2 856
8%
2 903
8%
47
Строительство домов
1 318
4%
1 300
4%
-18
Питьевое водоснабжение и канализация
938
3%
985
3%
47
Развитие городской и сельской инфраструктуры
440
1%
455
1%
15
Переработка отходов
86
0%
85
0%
-1
Теплоснабжение
74
0%
79
0%
5
Поддержка предпринимательства и промышленности
841
2%
854
2%
13
Химическая отрасль
764
2%
721
2%
-43
Здравоохранение, образование, ИТК и другие сферы
2 454
7%
2 475
7%
21

Остаток долга, привлечённого на поддержку бюджета, достиг 16,8 млрд долларов — это крупнейшая статья займов. За первый квартал остаток долга по этому направлению вырос на 1,5 млрд долларов. Поддержка бюджета — это покрытие расходов госбюджета, когда внутренних доходов (налоги, пошлины, прибыль госкомпаний и т. п.) недостаточно, чтобы профинансировать все запланированные статьи расходов: зарплаты, пенсии, субсидии, инфраструктурные проекты, госпрограммы и т. д.

Сфера энергетики (топливо, нефть, газ, электроэнергия, уголь) суммарно занимает второе место — 5,89 млрд долларов 5,74 млрд долларов. В этой отрасли остаток вырос на 150 млн долларов.

Однако, если учитывать косвенные субсидии, то средства, выделенные на поддержку бюджета, также частично идут в энергетический сектор.

На третьем месте по статье привлечённых кредитов — сельское и водное хозяйство, где остаток вырос на 122 млн долларов — до 3,04 млрд долларов.

Кредиторы
На 1 января 2025
На 1 апреля 2025
Изменение
млн долл
доля, %
млн долл
доля, %
млн долл
Государственный внешний долг, всего
33 720
100%
35 557
100%
1 837
Международные финансовые институты (МФИ)
19 141
57%
19 268
54%
127
Азиатский банк развития
7 415
22%
7 746
22%
331
Всемирный банк
7 639
23%
7 446
21%
-193
Исламский банк развития
944
3%
932
3%
-12
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
1 652
5%
1 659
5%
7
Международный валютный фонд
669
2%
650
2%
-19
Европейский банк реконструкции и развития
341
1%
374
1%
33
Другие МФИ (Фонд ОПЕК, Фонд развития сельского хозяйства, Фонд «ОПЕК» и МБЭС)
481
1%
461
1%
-20
Финансовые учреждения зарубежных государств
10 444
31%
10 628
30%
184
Экспортно-импортный государственный банк Китая и другие
3 767
11%
3 640
10%
-127
Японское агентство международного сотрудничества и другие
2 889
9%
3 070
9%
181
Экспортно-импортный банк Кореи, Фонд экономического развития Кореи и другие
740
2%
745
2%
5
Французское агентство развития и другие
977
3%
1 024
3%
47
Саудовский фонд развития
139
0%
136
0%
-3
Немецкий государственный банк
415
1%
445
1%
30
Испанский государственный банк
66
0%
68
0%
2
Другие
1 450
4%
1 500
4%
50
Инвесторы
4 135
12%
5 661
16%
1 526
Международные облигации
4 135
12%
5 661
16%
1 526

На первое место среди кредиторов Узбекистана поднялся Азиатский банк развития (АБР). Остаток долга перед этой организацией по итогам первого квартала увеличился на 331 млн долларов — до 7,75 млрд долларов.

На второе место опустился Всемирный банк — 7,45 млрд долларов (-$193 млн). Следом идут международные инвесторы, которые предоставляли средства Узбекистану за счёт покупки выпущенных еврооблигаций — 5,66 млрд долларов (+$1,53 млрд).

Среди финансовых учреждений зарубежных стран Узбекистан имеет наибольшую задолженность перед Экспортно-импортным госбанком и другими организациями Китая — 3,64 млрд долларов (-$127 млн), а также Японии — 3,07 млрд долларов (+$181 млн).

Валютная структура внешнего долга (являющаяся одним из индикаторов фактического риска для экономики, связанного с изменениями валютного курса) в основном состоит из займов в долларах — 65% (было 66%), узбекского сума — 10% (9%), японской иены — 6% (6%), евро — 8% (6%).

Напомним, по итогам прошлого года правительство Узбекистана снова не уложилось в рамки расходов, тогда парламент поднял лимит по внешним займам. Если законом в начале года было запрещено привлекать под госгарантии больше 5 млрд долларов, то позже этот потолок был увеличен до 7,3 млрд долларов. Депутаты одобрили поправки без вопросов.

В 2027 году уровень госдолга может достичь 55,9 млрд долларов, но при соотношении показателя к ВВП (36,7%) рост, по данным Минэкономфина, будет «незначительным».

Агентство S&P прогнозирует, что валовой государственный долг (включая гарантированный государством долг из-за тесной связи с госпредприятиями) вырастет с 33% ВВП в 2024 году до всё ещё умеренного уровня в 40% ВВП к 2028 году.

По мнению аналитиков, существует определённый риск того, что негарантированный долг госпредприятий, составлявший около 4,6% ВВП в 2024 году, может лечь на баланс государственного бюджета. В последние годы объёмы заимствований госпредприятий резко увеличились, особенно в иностранной валюте. Эти средства в основном направляются на финансирование энергетических и инфраструктурных проектов.

Источник