Главная | КУЛЬТУРА | Узбекистан впервые участвует в Лондонской биеннале дизайна. Тема павильона — сады Тимуридов

Узбекистан впервые участвует в Лондонской биеннале дизайна. Тема павильона — сады Тимуридов

Фото: Лондонская биеннале дизайна 2025

Узбекистан впервые участвует в Лондонской биеннале дизайна. Тема павильона — сады Тимуридов

Узбекистан дебютировал на Лондонской биеннале дизайна. В павильоне «Сад былого и грядущего», вдохновлённом садами Тимуридов, представлены работы узбекских дизайнеров и художницы из Великобритании. Известный онлайн-журнал об архитектуре Dezeen включил проект в топ-10 инсталляций, достойных внимания.

Сегодня, 14:32  

Культура  

В столице Великобритании начала работу Лондонская биеннале дизайна (London Design Biennale). С 5 по 29 июня в историческом Somerset House, одном из главных современных арт-центров, более 40 стран, представленные павильонами и креативными проектами от культурных институций, вузов, дизайн-студий, а также отдельных художников, дизайнеров и архитекторов, поделятся визуальными размышлениями на главную тему события — «Отражения поверхности» (Surface Reflections). Её предложил участникам художественный директор биеннале, британский дизайнер и художник доктор Сэмюэл Росс. Тема предполагает поиск ответа на вопрос, как окружающая среда, культурные традиции формируют национальную идентичность и восприятие мира.

Помимо этого, London Design Biennale рассматривает дизайн как инструмент системных изменений, который можно использовать для решения ряда глобальных проблем современности. Это касается развития городской среды, сохранения культурного наследия, обеспечения экологической устойчивости и других вызовов.

Фото: imperialride.com

Лондонская биеннале дизайна проводится с 2016 года. Узбекистан с павильоном «Сад былого и грядущего» принимает участие впервые. Ответственным за дебют страны на международной площадке является Агентство стратегических коммуникаций DNA. Компания с офисами в Ташкенте и Лондоне, которая в этом году отмечает своё пятилетие, расценивает организацию павильона как вклад в дальнейшее развитие культурного обмена между Великобританией и Узбекистаном. Инициативу поддержали посольства стран, Британский cовет, а также ряд иностранных компаний.

«Великобритания и Узбекистан разделяют глубокую приверженность культурному обмену. Лондонская биеннале дизайна — ценная платформа для демонстрации уникальной эстетики узбекского дизайна и укрепления связей между нашими творческими сообществами. Это партнёрство подчёркивает талант и инновации, зарождающиеся в Узбекистане, и я рад поддержать его», — отметил посол Великобритании Тимоти Смарт на приёме по случаю презентации павильона.

Тимоти Смарт. Фото: DNA

Реклама на Gazeta

К работе над проектированием выставочного пространства странового павильона DNA привлекла архитектурное бюро NAAW (Казахстан). Основанная в 2019 году архитекторами Эльвирой Бакубаевой и Айсулу Уали компания имеет за плечами реализованные проекты в родном Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, а также во Франции и Великобритании. Растущее признание в профессиональной среде за рубежом подтверждают номинации на премию Building of the year от международной онлайн-платформы ArchDaily. Одну бюро получило в прошлом году и две — в этом.

По словам ведущего архитектора интерьеров NAAW Виктории Акрам, у команды бюро есть опыт в проектировании локальных выставочных пространств, однако над павильонами на международных площадках они ещё не работали — London Design Biennale стала первой.

«Мы, как соседи Узбекистана, искренне рады возможности разделить этот дебют. Считаю, что это большой шаг для Центральной Азии и хороший пример для нас всех», — говорит Виктория Акрам.

Фото: Павильон Узбекистана «Сад былого и грядущего», Лондонская биеннале дизайна 2025

Павильон «Сад былого и грядущего», по задумке куратора, представляет собой абстрактное воплощение тимуридского сада. Выставочное пространство площадью 31 кв.м задрапировано воздушными тканями в светло-зелёной палитре. В центре располагается восьмиугольная арочная инсталляция, которая отсылает к характерным для садов открытым павильонам. Тени ветвей, проецируемые из центра павильона на потолок, «выступают как воспоминание о садах прошлого и мечтательный контур тех, что ещё предстоит вырастить».

«Поскольку Узбекистан, как и многие страны мира, реагирует на изменение климата, такие элементы, как водозатратный газон, экзотические растения и бетонные покрытия, ставшие нормой в глобальном ландшафтном дизайне прошлого века, больше не являются очевидным выбором. Опираясь на богатое наследие садовой культуры, Узбекистан вновь может стать лидером в ландшафтных инновациях и предложить образец для всего региона. „Сад былого и грядущего“ поддерживает это видение будущих садов страны — открытых к переосмыслению и обновлению в контексте сегодняшнего климата, но неразрывно связанных с глубокой местной традицией», — подчёркивает в кураторском тексте Фиби Тронзо.

Внутри восьмиугольной конструкции, которая занимает 6 кв.м., кураторы разместили работы, созданные модельером Нигорой Хашимовой, дизайнерами мебели Тиграном Эрдманом и Тимуром Пармановым, вышивальщицей Мадиной Касимбаевой. К творческой группе, представляющей Узбекистан, присоединилась британская художница Рут Шелли, которая создаёт изделия из стекла, вдохновлённые орнаментом и палитрой национальных узбекских тканей.

Алсу Ахметзянова. Фото: DNA

Участники павильона со стороны Узбекистана уже представляли страну на мировых площадках. Сюзане ручной работы вышивальщицы Мадины Касимбаевой регулярно экспонируются в республике, а также демонстрируются за рубежом в рамках персональных и составных выставок, которые знакомят иностранных посетителей с декоративно-прикладным искусством страны. В числе престижных проектов, в которых мастерица принимала участие — Национальный павильон Узбекистана на 60-й Венецианской биеннале современного искусства (2024). В Лондоне Касимбаева представляет сюзане в традициях ташкентской школы живописи, но с авторскими композициями.

Модельер Нигора Хашимова, основавшая собственный модный бренд в 2013 году, представляла свои коллекции на показах в Москве и Милане. В лондонской экспозиции представлена капсульная коллекция Хашимовой, которая поддерживает тему павильона, в первую очередь, палитрой — она выполнена в оттенках зелёного.

Нигора Хашимова. Фото: uzbekistan_lbd / Instagram

В изделиях нашли отражение идеи адаптивности и трансформации — верхняя одежда (чапаны и стёганые жилеты) двусторонняя, имеет регулируемые детали, которые служат инструментом для самовыражения и наделяют вещи способностью меняться вместе с человеком. Модельер придерживается принципа осознанного потребления. Это проявляется в использовании традиционной техники лоскутного шитья (курак) — одежда и сумки актуальных фасонов и форм создаются из остатков материалов, в том числе винтажных.

Тимур Парманов (слева) и Тигран Эрдман. Фото: atelier.separacia / Instagram

По предварительной оценке организаторов, Лондонскую биеннале дизайна в этом году посетит более 40 тысяч человек. Билеты реализуются на официальном сайте события.

Источник