Главная | ЭКОНОМИКА | «Темпы приватизации в Узбекистане, вероятно, останутся медленными» — Moody’s

«Темпы приватизации в Узбекистане, вероятно, останутся медленными» — Moody’s

Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»

Успешная реализация программы приватизации в Узбекистане может значительно способствовать росту производительности труда и повышению конкурентоспособности экономики. Об этом говорится в отчёте международного рейтингового агентства Moody’s.

«При грамотном управлении приватизация сформирует более справедливые условия для частного сектора, а также будет способствовать общему росту эффективности и конкурентоспособности экономики Узбекистана», — отмечают аналитики агентства.

Moody’s напоминает, что в 2023 году в стране был успешно приватизирован «Ипотека-банк», а также ряд небольших госпредприятий. В ближайших планах правительства — продажа долей в двух системообразующих банках: SQB (11% активов банковской системы) и «Асакабанк» (8%). Это часть стратегии по снижению доли государственных банков с 65% до 46%.

В 2024 году был создан Национальный инвестиционный фонд Узбекистана, управление которым передано международной компании Franklin Templeton. Фонд владеет долями в 18 крупнейших госпредприятий и банков, находящихся в процессе приватизации.

Реклама на Gazeta

Апрельским указом президента в 2025 году утверждена новая программа приватизации, предполагающая размещение акций 29 крупных госпредприятий, в том числе IPO и SPO 12 крупнейших компаний. Среди них — Навоийский горно-металлургический комбинат, крупнейший налогоплательщик страны, обеспечивающий 18% бюджетных поступлений.

Тем не менее, по данным агентства, темпы приватизации, вероятно, останутся медленными и поэтапными из-за «сложной внешнеэкономической ситуации и неопределённости в торговой политике США», что может снизить интерес со стороны стратегических инвесторов.

Кроме того, необходимость улучшения корпоративного управления и операционной эффективности самих госкомпаний может привести к дополнительным задержкам.

Moody’s ожидает, что процесс приватизации будет продолжаться, при этом особое внимание будет уделено сохранению фискальной устойчивости, снижению социальных издержек и повышению качества управления.

Экономический рост и инвестиции

Согласно оценкам Moody’s, экономика Узбекистана в 2024 году выросла на 6,5%, чему способствовали высокий уровень внутреннего спроса и активные инвестиции. В среднесрочной перспективе рост останется устойчивым за счёт масштабных вложений в инфраструктуру, в первую очередь в энергетику и транспорт, а также благодаря росту иностранных инвестиций.

По прогнозам агентства, в 2025 году ожидается рост ВВП на 5,8%, в 2026 году — на 5,7%.

Снижение объёмов денежных переводов из России будет частично компенсировано увеличением поступлений из Европы и Азии, считают аналитики.

Фискальная дисциплина: дефицит снижается

Moody’s также положительно оценивает фискальную политику Узбекистана: дефицит бюджета в 2024 году сократился до 3,3% ВВП (против 4,9% в 2023-м), в том числе за счёт сокращения субсидий на энергоресурсы, более целевые социальные расходы и рост мировых цен на золото, что частично компенсировало снижение поступлений по НДС.

Агентство прогнозирует, что в среднесрочной перспективе дефицит останется ниже 3% ВВП, что соответствует целям среднесрочной фискальной стратегии на 2025−2027 годы.

Государственный и гарантированный долг при этом сохранится ниже 40% ВВП, несмотря на валютную структуру, благодаря росту номинального ВВП и снижению дефицита.

Как ожидается, обслуживание долга остаётся доступным благодаря льготным условиям большинства кредитов.

Риски: рост долгов вне бюджета и обязательства по ГЧП

Одной из уязвимых сторон агентство называет рост квазифискальных обязательств, включая негарантированные долги госкомпаний и обязательства по проектам государственно-частного партнёрства.

По данным Moody’s, внешний долг госпредприятий увеличился в последние годы, а совокупные обязательства по ГЧП достигли 27% ВВП в 2024 году.

«В ближайшие 2−3 года мы ожидаем дальнейший рост таких обязательств, что создаёт фискальные риски», — предупреждают в агентстве. Тем не менее, эксперты отмечают, что власти Узбекистана принимают меры по контролю рисков, в частности:

  • установлен годовой лимит в 6,5 млрд долларов на новые проекты ГЧП;
  • все госкомпании обязаны согласовывать внешние заимствования с правительством;
  • значительные активы Фонда реконструкции и развития Узбекистана смягчают фискальные риски.

Moody’s ранее подтвердило долгосрочный рейтинг Узбекистана на уровне Ba3 и улучшило прогноз с «стабильного» до «позитивного». Организация отметила устойчивый экономический рост, снижение дефицита бюджета и относительно низкий уровень госдолга страны.

Рейтинг Ba3 по шкале Moody’s означает, что Узбекистан относится к странам со спекулятивным (неинвестиционным) уровнем кредитоспособности и умеренно высоким риском. Страны с рейтингом Ba3 могут привлекать инвестиции, но инвесторы требуют более высокую доходность из-за рисков. Moody’s также присвоило позитивный прогноз, что означает вероятность повышения рейтинга при успешной реализации реформ.

Источник