Главная | ПОЛИТИКА | «Договор о вечном добрососедстве стран ЦА и Китая — важный инструмент обеспечения региональной стабильности» — МИД

«Договор о вечном добрососедстве стран ЦА и Китая — важный инструмент обеспечения региональной стабильности» — МИД

Фото: Пресс-служба президента

Министерство иностранных дел Узбекистана прокомментировало для «Газеты» главные итоги второго саммита «Центральная Азия — Китай», который проходил в Астане 17 июня. В ведомстве отметили значимость Договора о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, и описали дальнейшие направления сотрудничества с Китаем.

Главные итоги саммита

Второй саммит «Центральная Азия — Китай» можно уверенно назвать успешным, считают в МИДе, так как он укрепил стратегическое партнёрство и заложил основу для дальнейшего углубления сотрудничества.

Во внешнеполитическом ведомстве выделили три главных итога саммита:

  • Принятие Договора о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами Центральной Азии и Китаем, который рассматривается как важный инструмент для обеспечения региональной стабильности и долгосрочного партнерства.
  • Запуск новых механизмов сотрудничества, включая совместные центры по предупреждению опустынивания, образованию, борьбе с бедностью и платформу бесперебойной торговли.
  • Рост экономического взаимодействия, подтверждённый увеличением товарооборота до 100 млрд долларов и реализацией более 10 тысяч совместных предприятий и проектов.
  • Об актуальности договора о вечном добрососедстве

    «Договор о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве является историческим документом, который укрепляет доверие, стабильность и взаимовыгодное партнёрство между странами Центральной Азии и Китаем. Его роль заключается в создании прочной правовой и политической основы для долгосрочного сотрудничества, способствующего устойчивому развитию региона и решению общих вызовов», — заявили в МИДе.

    Реклама на Gazeta

    Актуальность договора подтверждают следующие факторы:

    • Ухудшение международной обстановки, включая рост конфликтов и недоверия между глобальными державами, что подчёркивает необходимость региональных механизмов для обеспечения стабильности.
    • Глубинная трансформация Центральной Азии, превращающейся в пространство доверия и партнёрства, что создаёт благоприятные условия для реализации совместных инициатив с Китаем.
    • Приверженность Китая концепции «Пояса и пути», которая способствует укреплению дружественных отношений и интеграции экономического потенциала региона с индустриальным лидерством Китая.

    Направления сотрудничества с Китаем

    В краткосрочной перспективе Узбекистан видит следующие приоритетные направления сотрудничества с Китаем:

    Торгово-инвестиционное партнёрство: Создание Межрегионального совета по торговле и инвестициям, запуск многосторонней торговой платформы «Электронный Шёлковый путь» и Регионального центра промышленной стандартизации и сертификации в Ташкенте для стимулирования торговли и упрощения экспорта.

    Транспортная и инфраструктурная взаимосвязанность: Начало строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, поддержка Трансафганской железнодорожной магистрали и разработка единой карты транспортных коридоров для модернизации логистической инфраструктуры.

    Зелёное развитие и цифровизация: Реализация Программы «зелёного» развития до 2030 года, создание Экологического альянса для борьбы с опустыниванием, а также развитие цифровой инфраструктуры, включая Цифровую трассу волоконно-оптической связи и продвижение искусственного интеллекта в экономике.

    «Данные направления обеспечат синергетический эффект, способствуя экономическому росту, устойчивости и интеграции региона с Китаем», — выразили уверенность в МИД Узбекистана.

    Источник