Главная | ОБЩЕСТВО | Инспекторам ППС и профилактики в Узбекистане могут расширить полномочия

Инспекторам ППС и профилактики в Узбекистане могут расширить полномочия

Бекмурод Абдуллаев.

Фото: МВД

Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 15 июля приняла в первом чтении законопроект, расширяющий полномочия инспекторов патрульно-постовой службы (ППС) и профилактики.

Заместитель министра внутренних дел Бекмурод Абдуллаев сообщил, документ разработан МВД «в целях надёжной защиты прав и свобод граждан, а также укрепления правопорядка в стране».

Он напомнил, что в 2022 году в Узбекистане была внедрена новая структура — махаллинские пункты правопорядка, объединившие усилия органов внутренних дел, других правоохранительных органов и общественных организаций. Эта система, отметил Абдуллаев, дала положительный результат: «Удалось добиться снижения уровня правонарушений в махаллях с тяжёлой криминогенной обстановкой».

Реклама на Gazeta

В рамках продолжения реформ до пяти махаллей объединяются в микроучастки, где внедряется система быстрого реагирования. Для обеспечения порядка на этих территориях были введены должности старшего и младшего инспектора по профилактике. «Эти меры уже реализуются в центрах областей и районах с тяжёлой криминогенной ситуацией», — добавил замминистра.

Он также обратил внимание на проблему повышенной нагрузки на сотрудников, уполномоченных принимать решения по административным протоколам, составленным патрульными. Сегодня полномочия по составлению протоколов есть у Патрульно-постовой службы (ППС), однако решения по ним вправе принимать начальники и заместители начальников районных и городских отделов внутренних дел, начальники подразделений транспортной безопасности и инспекторы по профилактике.

«Это приводит к увеличению их рабочей нагрузки и задержкам в рассмотрении дел. Для примера: только инспекторами по профилактике ежегодно составляется более 2,5 миллиона административных протоколов», — сказал он.

За первое полугодие 2025 года сотрудники ППС в 76 городах и районах составили 455 328 протоколов. В 2024 году их было более 500 тысяч. «Количество нарушений, выявляемых ППС, растёт из года в год», — подчеркнул Абдуллаев.

При этом, отметил он, сотрудники ППС, работающие в метро, на железнодорожном транспорте и на улицах городов, не имеют полномочий оформлять протоколы за нарушения правил безопасности или ПДД. Это, по его словам, вызывает «обоснованные жалобы граждан, которых приходится временно задерживать до прибытия уполномоченных лиц».

Что предлагает законопроект

С учётом этих проблем МВД предлагает:

  • предоставить старшим и младшим инспекторам по профилактике право рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры воздействия;
  • наделить аналогичными полномочиями руководителей службы охраны общественного порядка, их заместителей, руководителей отделов ППС, инспекторов по важным поручениям, старших инспекторов, начальников Управлений по обеспечению охраны общественного порядка и их заместителей, а также командиров батальонов, бригад и отрядов и их заместителей;
  • расширить полномочия сотрудников ППС — предоставить им право составлять и рассматривать административные материалы по ряду статей Кодекса об административной ответственности, включая часть 4 статьи 113 (проход по железнодорожным путям в неустановленных местах), статьи 114 (нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта), 115 (нарушение правил пользования метрополитеном) и 138 (нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения).

Отметим, что статья 138 КоАО представляет «неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах, пользование телефоном, чтение книг или периодических изданий, просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиоматериалов, а также пользование иными электронными средствами, отвлекающими внимание при движении пешеходов по проезжей части, в том числе и по пешеходному переходу, а также неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков лицами, управляющими скутерами, мопедами и велосипедами, средствами индивидуального передвижения, ведущими гужевые повозки и другими лицами, пользующимися дорогами».

По словам Бекмурода Абдуллаева, принятие законопроекта позволит «обеспечить неотвратимость наказания за правонарушения, ускорить принятие решений по протоколам, повысить эффективность работы ППС, а также легализовать деятельность инспекторов в рамках их компетенции».

Депутаты без вопросов и единогласно приняли законопроект в первом чтении. Теперь его должны рассмотреть во втором и третьем чтениях перед отправкой в Сенат.

В конце мая Сенат одобрил закон о 5-кратном (с 375 тысяч до 1,87 млн сумов) повышении минимального штрафа за неповиновение сотрудникам ОВД и Нацгвардии. Поправки включили и другие, не связанные со штрафами нормы. В нижней палате часть закона, посвящённая штрафам за неподчинение, рассматривалась без трансляции.

Источник