Фото: Виктория Абдурахимова / Gazeta
«Тело, в котором я живу». В «Ильхоме» открылась выставка к юбилейному сезону театра
В «Ильхоме» открылась выставка «Тело, в котором я живу». Она приурочена к 50-летию театра, представленного как живой организм, который чувствует, меняется и помнит. «Газета» погрузилась в воспоминания о людях и событиях разных лет, определивших судьбу одного из первых независимых театров страны.
Сегодня, 09:30
Культура
Юбилейный 50-й сезон в ташкентском «Ильхоме» открылся выставкой «Тело, в котором я живу». Темой экспозиции стала история с точки зрения человеческой памяти. Это не строгая ретроспектива, в которой, как в учебнике, в соответствии с хронологией приводятся главные вехи в судьбе одного из первых негосударственных театров в бывшем СССР и независимом Узбекистане. Кураторский проект режиссёра Данте Рустава (Дениса Семёнова) и фотографа-документалиста Тимура Карпова — скорее дневник с воспоминаниями, который можно открыть на любой странице и погрузиться в события разных лет.
«В музеях как часто бывает: первая комната с мамонтами, последняя — с роботами, и пока ты от одной к другой двигаешься, можешь проследить линию развития. Мы сознательно от этой концепции отошли, потому что в нашем проекте речь идёт про память, а она фрагментарная: я могу помнить, что со мной было в три года, но не смогу вспомнить, что происходило неделю назад», — объясняет Данте Рустав.
Реклама на Gazeta
(Слева направо) Христина Белоусова, Арлайим Гувайды, Тимур Карпов, Данте Рустав, Мохира Мулляджанова.
Кураторы рассматривают театр не как культурную институцию, а как живое пространство, которое дышит, чувствует, изменяется. Они отказались от обычного формата выставки в пользу глобальной инсталляции — формы современного искусства, которая представляет собой масштабную иммерсивную композицию в пространстве.
Арт-проект, реализованный при финансовой поддержке Европейского союза, захватил практически всё фойе, превратив его в метафорическое «тело», в котором уже 50 лет живут «ильхомовцы» и их зрители. «Кожа», которой обтянули стены, частично пол и потолок — дело рук художницы Мохиры Мулляджановой. Вместе с волонтёрами она состарила с помощью кофе разной крепости около тысячи метров льняной, хлопчатобумажной ткани, бязи и тюля.
Пронумерованные деревянные ящики одновременно напоминают о продовольственном складе в подвале здания, в котором в 1976 году родилась экспериментальная студия театральной молодёжи «Ильхом», и символизируют школы-студии театра. Всего их 12. Все разные, как и растения в ящиках, но одинаково влюблённые в «Ильхом» и свободу, которую он прививал. Первые шесть учились, пробовали, экспериментировали при Марке Вайле, вторые шесть — уже без него.
К инсталляции «Тело, в котором я живу» не прилагается кураторский текст и другая пояснительная информация. Это тоже сознательный ход — описаниям авторы проекта предпочли медиации, которые предполагают живое общение участников.
«Мы убеждены, что „Ильхом“ больше, чем просто история про город, про нас. Это явление исторического масштаба. Поэтому нам, как кураторам, очень важно, что у нас будет диалог с посетителями выставки. Мы хотим рассказать историю театра и узнать, что он значит для людей», — говорит Тимур Карпов.
График медиаций появится в аккаунтах театра «Ильхом» в ближайшее время. По словам Тимура Карпова, проходить они будут не реже трёх раз в неделю на узбекском, русском и английском языках. Регистрация обязательна.
Вход на выставку свободный. Она будет открыта до 27 октября.