ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | КУЛЬТУРА | Выставка сценографов Георгия Брима и Шухрата Абдумаликова проходит в галерее НБУ

Выставка сценографов Георгия Брима и Шухрата Абдумаликова проходит в галерее НБУ

Фото: Умар Курбанов / Facebook

Выставка сценографов Георгия Брима и Шухрата Абдумаликова проходит в галерее НБУ

Выставка «Диалог: Наследие и взгляд» открылась в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (НБУ). В экспозиции представлено 35 сценографических работ Георгия Брима и 29 произведений его ученика — Шухрата Абдумаликова. Выставка продлится до 18 октября.

Сегодня, 17:15  

Культура  

В Галерее изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) открылась выставка «Диалог: Наследие и взгляд», приуроченная к 90-летию со дня рождения Георгия Брима — легенды сценографии Узбекистана. Экспозиция объединяет 35 работ мастера и 29 произведений его ученика — заслуженного деятеля искусств Шухрата Абдумаликова, а также две инсталляции.

Фото: Умар Курбанов / Facebook.

Уроженец Азербайджана Георгий Робертович Брим работал главным художником ведущих театров Узбекистана. Он создал оформление для сотен драматических и оперных спектаклей и вырастил целое поколение художников-постановщиков в Ташкентском театрально-художественном институте.

Реклама на Gazeta

В их числе и Шухрат Абдумаликов, который стал одним из последних его учеников. Ещё студентом он начал оформлять спектакли в Театре юного зрителя и Театре имени Аброра Хидоятова (сейчас — Узбекский государственный драматический театр), а после окончания учёбы стал преподавать в Национальном институте живописи и дизайна имени Камолиддина Бехзода. За свою карьеру он оформил более 300 спектаклей в театрах Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Великобритании.

Шухрат Абдумаликов. Фото: Умар Курбанов / Facebook.

На первом этаже галереи в левом крыле представлены работы Георгия Брима, в правом — Шухрата Абдумаликова. Экспозиция предлагает взглянуть на сценографию вне театральной сцены и стен — как на искусство само по себе.

«Сценография объединяет и людей театрального мира, и изобразительного. Безусловно, это знакомство с драматургией, наблюдение за происходящими творческими поисками. Моё поколение застало Георгия Брима работающим в театрально-художественном институте. Не могу не вспомнить „Царя Эдипа“. Это обращение к античной драматургии, сложная, философская пьеса, которая приобрела жизнь на узбекской сцене, было большим достижением», — сказала на открытии выставки директор галереи НБУ Камола Акилова.

Экспозиция даёт зрителю возможность заглянуть за кулисы творческого процесса и увидеть, как именно происходит превращение сцены из безмолвного четырёхугольника в трёхмерные миры времён Шекспира и других классиков.

Эскиз к спектаклю «Буран».

Эскиз к спектаклю «Электра».

Нигора Умарова обратила внимание на новаторство Брима.

«Почему творчество Георгия Робертовича уникально? До Брима были художники театра, а Брим стал работать как сценограф. У него всегда было своё видение. Он мог показать и обсудить с режиссёром свою точку зрения. Все, кто их знал, отмечает тандем Георгия Брима и Баходыра Юлдашева. Баходыр Турсунович всегда говорил: „Я без Брима никто. Если я — чёрный чай, то Брим — это молоко. Вкус спектакля рождается благодаря Бриму“», — говорит Нигора Умарова.

Брим создавал сценографию не только для спектаклей, но и массовых торжеств. Например, вместе с Баходыром Юлдашевым они работали над декорациями для 600-летия Мирзо Улугбека на Регистане в Самарканде.

Исторические сюжеты у Георгия Брима воплощаются и в эскизе к спектаклю «Мария Стюарт» 1969 года. Для отражения своей идеи он использует бумагу, гуашь и наждак, а в другом сюжете для эскиза «Ричард III» — фанеру и гуашь.

Эскиз к спектаклю «Хамса. Садди Искандарий».

Георгий Брим был не просто сценографом, а настоящим архитектором театрального пространства. Его считали мастером, который «умел рисовать время» — ведь в его проектах чувствуется эпоха, характер и судьба героев. Кроме того, он был педагогом. Для многих учеников, в том числе для Шухрата Абдумаликова, Брим стал не только наставником в профессии, но и человеком, который задал основу работы сценографа — работать в партнёрстве и видеть глубину за формой.

Камола Акилова назвала Шухрата Абдумаликова достойным учеником Георгия Брима, которого отличает свой почерк и визуальное понимание смысла спектакля.

Эскиз для костюма к спектаклю «Король Лир».

Исторические сюжеты в работах Шухрата Абдумаликова включают в себя сразу несколько граней личностей. Как, например, в эскизе к спектаклю «Сокровище Улугбека». Здесь и стремление политического и научного деятеля к астрономии, и военные походы, и трон, который кажется довольно небольшим в сравнении с возвышающимися планетами.

Эскиз к спектаклю «Сокровище Улугбека».

Два зала кажутся полярными, однако это не противопоставление, а разговор двух поколений о театре, о визуальном языке сцены. Мастер и ученик, классика и современность, строгость и экспрессия — всё вместе образует единую линию выставки, где прошлое и настоящее звучат в унисон.

«Учитель никогда не критикует, скорее анализирует. Георгий Робертович нам говорил: „Либо ты художник, либо нет“. Вот понимай, как хочешь, без полумер. Умение ли рисовать, умение ли мыслить, умение ли стоять за себя, за своё искусство, умение развиваться — мне кажется, вот в этом всё дело. Для меня это стало важным, и это мне помогает преподавать сегодня».

Выставка «Диалог: Наследие и взгляд» продлится до 18 октября.

Источник