
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Центральный банк Узбекистана не проводит политику искусственного укрепления или ослабления национальной валюты, а стремится обеспечить её долгосрочную стабильность. Об этом на пресс-конференции 24 октября заявил председатель ЦБ Тимур Ишметов, передаёт «Газета».
«В связи с укреплением национальной валюты иногда возникают дискуссии. Мы решили, что необходимо обозначить свою позицию. Появляются утверждения от экспортёров и сфер, будто укрепление курса сума якобы негативно влияет на экспорт», — сказал он.
По его словам, если рассматривать отдельные предприятия, то «при экспорте, скажем, на 1 миллион долларов они теперь получают меньше сумов из-за роста курса — и это естественно воспринимается как проблема». Однако, подчеркнул глава ЦБ, в целом по экономике влияние курса на экспорт несущественно.
«Наши расчёты показывают: только около 15% всего экспорта чувствительно к курсу, тогда как 85% не зависят от его колебаний. Наоборот, влияние на импорт заметно сильнее — примерно 40% импортных товаров чувствительны к изменению курса. При укреплении сума цены на такие товары частично снижаются, что оказывает положительное влияние на внутренние цены продовольственных и непродовольственных», — отметил он.

Ишметов добавил, что влияние валютного курса носит краткосрочный характер, а в долгосрочной перспективе «считаем неправильным строить валютную политику, где курс оказывает прямое влияние на экспорт или импорт».
«Мы многократно подчёркиваем: у нас нет целевого уровня или показателя по курсу и для какой-то сферы. Такая политика не ведётся [Центральным банком]. Курс не должен постоянно укрепляться или обесцениваться. Самый лучший вариант для экономики — курс должен быть стабильным. У резкого укрепления и резкого обесценивания есть и положительные, и отрицательные стороны. Для нас важно долгосрочная стабильность курса», — подчеркнул он.
Он также отметил, что изменения, произошедшие за последние шесть месяцев, были связаны не с целенаправленными действиями регулятора, а с тем, как естественным образом формировались спрос и предложение на валютном рынке.
Реклама на Gazeta
«Для некоторых экспортёров это могло оказать негативное влияние, однако в целом для экономики положительных эффектов было больше. Мы хотели это показать. Поэтому, когда в вопросах звучит — „планируете ли вы принять меры“, — могу сказать: никаких специальных мер мы не намерены предпринимать. Курс формируется естественным образом со стороны рынка», — заключил Тимур Ишметов.
Ранее глава ЦБ отметил, что укрепление национальной валюты привело к росту доверия к суму, снижению уровня долларизации, а также к сокращению затрат на обслуживание долга на 4,9 трлн сумов.

Динамика обменного курса за январь-сентябрь. Источник: Центробанк
В январе-сентябре курс национальной валюты укрепился на 6,4%, при этом суточная волатильность (колебания) обменного курса увеличилась в два раза.
За девять месяцев спрос на валюту в Узбекистане вырос до $42,7 млрд (+23,5%), но предложение со стороны компаний и физлиц — до $34,4 млрд (без учёта интервенций ЦБ). Источниками валюты стали экспорт, внешние займы и переводы. Население продало банкам валюту на $6,7 млрд больше, чем приобрело.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ