
Фото: Амир Атаджанов / Gazeta
Узбекистан намерен проработать запуск чартерных рейсов и привлечь бюджетные авиакомпании (лоукостеры) для удешевления перелётов. Об этом 17 января во время открытого диалога между послами и предпринимателями заявил заместитель премьер-министра Жамшид Ходжаев.
На встрече один из предпринимателей поднял вопрос о дорогих входных билетах на объекты культурного наследия, стоимости авиаперелётов и отсутствия точных дат туристических фестивалей.
«С каждым годом ситуация усложняется, цены растут. Речь идёт о билетах на объекты культурного наследия, в частности Регистан. Когда туристы приезжают в Узбекистан, стоимость билетов растёт из года в год. Сейчас, например, один турист платит 130−150 долларов», — сказал бизнесмен.
Вице-премьер согласился с этой оценкой. «Вы говорите правильно, 150 долларов — во-первых, не у всех есть возможность платить такие деньги, во-вторых, это действительно дорого. Я не знаю, в каких ещё странах цены доходят до такого уровня», — сказал он.Реклама на Gazeta
Предприниматель также обратил внимание на совокупную стоимость посещения туристических объектов.
«Если в целом взять маршрут Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и посчитать все объекты, в сумме выходит около 150 долларов. В эту сумму входит от 12 до 14 объектов. Плюс ещё в гостинице платят по 150−200 долларов в сутки», — сообщил он.
Отдельной темой стали авиабилеты. По словам бизнесмена, в стране нет сезонной дифференциации по билетам.
«Например, в сезон цена остаётся той же. Если бы в сезон для нас делали более выгодные условия, мы могли бы работать с гостиницами. Если сейчас поговорить с гостиницей, если билет дорогой, тур автоматически становится дорогим для туриста», — сообщил он, предложив рассмотреть введение скидок в высокий и низкий сезон.
«Если бы в сезон давали скидки — зимой, например, 10−15%, мы могли бы привозить туристов и продавать билеты дешевле. И в сезон, и вне сезона. У нас нет лоукостеров. Туристы прилетают за 700−800−900 долларов. Как в Грузию — за 50−100 долларов слетать за выходные — у нас такого нет», — заявил предприниматель.
Кроме того, предприниматель указал на налоговую (или: предприниматели указали на налоговую) нагрузку. В частности, приходится платить 12% НДС на туристические услуги, в том числе за билеты на объекты культурного наследия.
Ещё один вопрос касался фестивалей. В Узбекистане много фестивалей, которые помогают привлекать туристов, но у них нет точных дат.
«Если бы эти даты публиковались заранее, хотя бы за год, мы могли бы заранее привозить туристов именно на фестивали», — добавил спикер.
Вице-премьер пообещал зафиксировать предложения и проработать их решение.
Говоря о перспективах авиасообщения, Жамшид Ходжаев отметил:
«Сейчас у нас постепенно развиваются частные авиакомпании. Если привлечь наших предпринимателей — а сегодня от них прозвучали очень хорошие предложения, — и если мы действительно думаем о том, чтобы заполнять обратные рейсы, как об этом говорил наш посол, в частности по направлению Малайзия, то здесь есть большой потенциал».
Он подчеркнул, что у стран, расположенных рядом с Узбекистаном, высокий потенциал.
«Есть потенциал в России, в соседних странах, в целом в странах СНГ, а также в арабских государствах, откуда до Узбекистана можно долететь за 3−4 часа. С этой точки зрения, чтобы увеличить туристический поток, наши предприниматели и послы должны взять это как задачу — до конца текущего месяца провести переговоры с транспортными, частными авиакомпаниями, запустить чартерные рейсы. При необходимости мы подключим и Министерство транспорта», — сказал вице-премьер.
В качестве примера он привёл опыт лоукостера Wizz Air (который прекратил полёты в Узбекистан с сентября): «Пример есть: однажды Wizz Air успешно летал по цене 50−60 долларов. Если исходить из этого, нужно [увеличивать число лоукостеров]», — заявил он.
По его словам, на сегодняшний день туристический продукт Узбекистана рассчитан на 3−4 дня, но «не больше». «Чтобы увеличить срок пребывания, нам ещё предстоит поработать: нужно увеличивать число гостиниц, развивать индустрию развлечений. Постепенно появляются круглосуточные улицы», — отметил он.
При этом он подчеркнул, что дальние рынки требуют иного подхода: «Если же говорить о туристах из Бразилии или США — они не приедут на три дня. Они летят 1−2 дня, а при пересадках вообще теряют до 24 часов. Таким туристам нужна минимум неделя».
«Поэтому на первом этапе нужно договориться с нашими послами и предпринимателями о том, как будем продвигать агрессивную туристическую политику, прежде всего, в тех странах, из которых до Узбекистана можно долететь за 3−4 часа», — заявил Жамшид Ходжаев.
Вице-премьер поручил в течение месяца провести road show (выездных презентаций), проработать взаимодействие с туроператорами о входных билетах, просчитать экономику входящих потоков, наладить сотрудничество с частными авиакомпаниями для увеличения туристического трафика.
Кроме того, совместно с Комитетом по туризму до конца месяца поручено определить, какие фестивали и в какие сроки будут проводиться, и обеспечить их организацию.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ