
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Центральный банк Узбекистана оценивает состояние внешнего долга страны как устойчивое и сбалансированное. Об этом на пресс-конференции 24 октября заявил председатель ЦБ Тимур Ишметов, передаёт «Газета».
«Правила и законодательная база по привлечению внешнего долга в нашей стране были сформированы несколько лет назад, и уровень внешнего долга сегодня достаточно устойчив и сбалансирован», — сказал он.
По словам Ишметова, при оценке долговой нагрузки важно смотреть не на абсолютные цифры, а на соотношение долга к объёму экономики (ВВП).
«В 2020 году государственный внешний долг составлял 21,4 млрд долларов, что было около 32% ВВП. На 2025 год прогнозируется 39 млрд долларов, но при этом отношение к ВВП — около 29%. То есть в абсолютных цифрах долг вырос, но экономика растёт быстрее, поэтому относительный показатель снижается», — отметил глава ЦБ.
Он уточнил, что за последние пять лет отношение госдолга к ВВП снизилось с 32% до менее 29%, что, по его словам, говорит об отсутствии рисков дестабилизации долговой устойчивости.
Реклама на Gazeta
Тимур Ишметов добавил, что привлечение новых заимствований напрямую связано с бюджетным дефицитом.
«Внешние заимствования осуществляются только в случае, если доходы бюджета меньше расходов. Поэтому для нас уровень бюджетного дефицита — один из ключевых макроэкономических показателей», — пояснил председатель ЦБ.
По его словам, в 2025 году дефицит консолидированного бюджета прогнозируется на уровне не выше 3% ВВП, и это позволит «сохранять устойчивость по внешнему долгу и не допустить его роста».
«Привлечение внешнего долга для поддержки бюджета — это нормальная практика, обусловленная бюджетным дефицитом, который мы удерживаем в пределах 3% ВВП. Соблюдение этого лимита позволяет не допустить каких-либо проблем с внешним долгом», — заключил Тимур Ишметов.
Глава ЦБ указал на увеличение долговой активности среди частных компаний, которые активно расширяют инвестиционную деятельность.
«Часть организаций привлекает прямые кредиты, другие выпускают еврооблигации, что можно рассматривать как позитивный показатель. При этом растут не только заимствования — прямые иностранные инвестиции также увеличились. По итогам девяти месяцев их объём вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является очень хорошим результатом», — сказал он.
Напомним, в конце года в Узбекистане традиционно увеличили расходы министерств, комитетов, агентств и других госорганов на 9,98 трлн сумов (или 775,8 млн долларов США) — с 255,4 трлн до 265,4 трлн сумов. Рассмотрение поправок на заседании в Законодательной палате заняло 9 минут. Кроме того, был увеличен лимит по внешним займам с $5 млрд до $7,3 млрд.
Несмотря на снижение дефицита бюджета до 3,2% ВВП, государственные расходы в Узбекистане остались высокими за счёт активных трат госпредприятий и увеличения внешних заимствований, заявили в миссии МВФ в апреле.
Вице-премьер, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров в июне заявил, что рост экономики требует инвестиций, и часть расходов покрывается за счёт внешнего долга. По его словам, долг остаётся на умеренном уровне и направляется на развитие инфраструктуры, социальной и других сфер. «В этом нет ничего постыдного и проблемного», — сказал он.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ