Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
После публикации первой официальной оценки ненаблюдаемой экономики в 2024 году этот показатель стал важным индикатором экономической прозрачности. Новые данные за январь-июнь 2025 года позволяют проследить динамику и оценить, в каком направлении движется «вторая экономика» страны.
Ненаблюдаемая экономика — это та часть экономики, которую официальная статистика не может полностью учесть. Она включает в себя как неформальную, так и теневую экономику.
Неформальная экономика — это небольшие бизнесы и услуги, которые люди оказывают без регистрации. Например, ремонт одежды на дому, такси без лицензии или торговля овощами без официального разрешения.
Реклама на Gazeta
Теневая экономика — это скрытая от государства часть законной деятельности. Например, когда предприниматели не показывают часть доходов, чтобы платить меньше налогов, или выдаёт работникам зарплату в конвертах.
Снижение или рост?
По итогам первого полугодия 2025 года валовая добавленная стоимость (ВДС) ненаблюдаемой экономики составила 265,5 трлн сумов, или 32,9% ВВП.
Для сравнения: в первом квартале она насчитывала 106,8 трлн сумов, или 32% ВВП. Таким образом, наблюдается незначительный рост доли ненаблюдаемого сектора на 0,9 процентных пункта, что можно объяснить сезонными колебаниями в экономической активности.
Впрочем, по сравнению с итогами 2024 года, когда доля составляла 34,8%, нынешний уровень все же ниже на 1,9 процентных пункта, что может указывать на тенденцию к снижению роли теневого и неформального секторов.
Неформальный сектор демонстрирует небольшой рост доли в ВВП за второй квартал, зато теневая экономика, напротив, снизилась в относительном выражении — с 8,4% в I квартале до 8,0% за полугодие. Это может свидетельствовать о более активной легализации теневой деятельности либо о её переоценке в сторону неформального сегмента.
Отраслевые акценты
Интерес представляют изменения в отраслевом распределении ненаблюдаемой экономики:
- Сельское хозяйство: 75,1% в I полугодии 2025 года против 63,6% в 2024 году;
- Строительство: 35,9% против 41,3%;
- Сфера услуг: 35,2% против 40,1%;
- Промышленность: 10,5% против 8,9%.
Сельское хозяйство усиливает своё доминирование в неформальной занятости и производстве. Рост может быть связан не только с сезонностью, но и с тем, что в сельской местности процессы учёта и легализации происходят медленнее, чем в других секторах. При этом сокращение доли строительства и услуг может отражать усилия государства по обелению деятельности в этих отраслях.
Примечательно также, что промышленность показывает небольшой рост доли ненаблюдаемого сектора.
Снижение доли теневой экономики с 8,4% в 2024 году до 8,0% за полугодие — сигнал неоднозначный. С одной стороны, можно говорить о результатах усилий государства по повышению прозрачности: цифровизация учёта, ограничение наличных расчётов, налоговая амнистия.
С другой — цифры остаются в пределах статистической погрешности и не позволяют делать далеко идущие выводы. Решающим станет итоговый показатель за 2025 год: он покажет, превратилось ли снижение в устойчивый тренд или оказалось временным колебанием.