ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ЭКОНОМИКА | Узбекистан планирует привести финансовый сектор к стандартам Базеля в 2026 году. Детали

Узбекистан планирует привести финансовый сектор к стандартам Базеля в 2026 году. Детали

Тимур Ишметов.

Фото: Пресс-служба президента

Финансовый сектор Узбекистана в 2026 году планируется привести в соответствие со всеми 29 основными принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета. Об этом сообщила пресс-служба президента по итогам презентации в четверг.

Во время презентации главе государства отмечалось, что за последние семь лет активы коммерческих банков Узбекистана выросли в 5,3 раза и превысили 877 трлн сумов. Количество банков в стране достигло 35, при этом с 2017 года на рынке начали работать три иностранных банка.

Узбекистан впервые принял участие в Программе оценки финансового сектора (FSAP), проводимой Международным валютным фондом и Всемирным банком. Оценка охватывала ключевые направления финансовой системы, включая банковский надзор, управление рисками, функционирование платёжных систем, макропруденциальную политику и механизмы кризисного реагирования.Реклама на Gazeta

По итогам оценки в 2026 году планируется привести финансовый сектор Узбекистана к стандартам Базельского комитета.

Для этого поставлены задачи по полному переходу коммерческих банков на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), внедрению требований Базель III, а также созданию Совета по финансовой устойчивости с участием правительства и Центрального банка.

Оценка финансового сектора

В рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP) МВФ подготовил подробный доклад о соблюдении Узбекистаном Базельских основных принципов эффективного банковского надзора. Документ основан на данных по состоянию на май 2025 года.

Система регулирования и надзора за деятельностью банков в Узбекистане признана «соответствующей» 4 принципам и «значительно соответствующей» 16 принципам из 29 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета. 9 принципов «значительно не соответствуют» требованиям.

Источник: Центробанк.

Эксперты МВФ отмечают, что в последние годы Центральный банк Узбекистана усилил регулирование и надзор, в том числе внедрил элементы риск-ориентированного подхода и обновил ряд нормативных актов. Вместе с тем, по ряду принципов у надзорной системы сохраняются недостатки.

По оценке МВФ, де-юре независимость ЦБ закреплена в Конституции и законе о Центральном банке, однако на практике она ограничена. На формирование пруденциальной политики влияют другие органы: часть нормативных актов требует согласования с Торгово-промышленной палатой, а Министерство юстиции может отказать в регистрации документов не только по техническим, но и по иным основаниям. Кроме того, на ЦБ возложены задачи по реализации программ развития, что, по мнению экспертов, снижает его операционную независимость.

Отдельно указывается, что закон о банках не наделяет ЦБ чёткими полномочиями анализировать деятельность материнских компаний и аффилированных структур банковских групп для оценки их влияния на устойчивость банка. Консолидированный надзор пока не внедрён: требования применяются в основном на уровне отдельных банков, а положение о надзоре за банковскими группами остаётся в разработке.

МВФ обращает внимание и на пробелы в системе корпоративного управления и управлении рисками. У ЦБ нет формализованных требований к планам восстановления деятельности банков на случай кризиса, а введённые требования к внутренним процедурам оценки достаточности капитала носят факультативный характер.

В части кредитного риска эксперты указывают на сохраняющуюся долю ипотечных кредитов домохозяйствам без официального дохода и признаки перегрева на рынке жилья, а также на быстрый рост автокредитования.

К числу уязвимостей отнесены и вопросы отчётности. Пруденциальная отчётность собирается на индивидуальной, но не на консолидированной основе и базируется на внутренних правилах учёта, а не полностью на международных стандартах. ЦБ не собирает данных, позволяющих оценить значимость финансовых рисков, связанных с изменением климата, а все банки, вне зависимости от масштаба и бизнес-модели, обязаны представлять одинаковые объёмы информации.

Эксперты отмечают, что заявленный переход к стандартам «Базель III» реализован не полностью: определение капитала и расчёт активов, взвешенных по риску, отличаются от базельской методологии. В частности, часть инструментов капитала не предусматривает механизма списания или конверсии при наступлении триггерных событий, а отдельные виды активов взвешиваются с пониженным риском по сравнению с международными подходами.

Среди других замечаний — недостаточная формализация роли кураторов банков (Куратор не является членом банка, но может присутствовать на заседаниях правления коммерческого банка в качестве наблюдателя), отсутствие системного механизма мониторинга выполнения предписаний, узкое определение проблемных активов и слабое отражение сделок со связанными лицами, в том числе с государственными предприятиями в госбанках.

В то же время МВФ позитивно оценивает развитие правовой базы для сотрудничества ЦБ с национальными и зарубежными регуляторами, обновление руководств по риск-ориентированному надзору и усиление функций подразделений по корпоративному управлению и борьбе с отмыванием доходов.

Рекомендации

Фото: Шухрат Латипов / Gazeta.

Среди ключевых предложений — укрепление независимости ЦБУ. Эксперты МВФ рекомендуют исключить нормы, при которых участие Центробанка в реализации государственных программ развития может подрывать его операционную независимость, а также ограничить возможности других органов влиять на принятие пруденциальных нормативов. В частности, предлагается отменить необходимость согласования нормативных актов ЦБУ с Торгово-промышленной палатой и сузить основания для отказа в их регистрации со стороны Министерства юстиции.

Отдельный блок рекомендаций касается управления в самом ЦБ. МВФ предлагает закрепить в законе критерии профессиональной пригодности и безупречной репутации членов правления, ввести требования к независимым членам (включая запрет совмещения со статусом депутата или члена правительства), а также обязать публиковать причины освобождения председателя ЦБ от должности.

Рекомендуется также регулярно и публично подводить итоги реализации стратегии реформ банковского сектора и обновлять приоритеты надзора.

Фонд настаивает на ускорении внедрения консолидированного надзора. ЦБ рекомендуют определить периметры банковских групп, внедрить консолидированную отчётность, установить пруденциальные требования на уровне группы и оценивать риски, исходящие от материнских и аффилированных структур.

Для этого также предлагается расширить полномочия ЦБУ по запросу информации у любых компаний в составе группы.

Эксперты указывают на необходимость формализации роли кураторов банков (что им можно, что нельзя), введения «периода охлаждения» перед их возможным наймом банками, а также усиления документарного и выездного надзора за корпоративным управлением. Предлагается обязать банки уведомлять регулятора обо всех существенных изменениях в деятельности и увеличить сроки выездных проверок до 60−90 дней.

МВФ рекомендует пересмотреть подход к отчётности и капиталу: собирать данные и на консолидированной основе, опираться на международные стандарты учёта, внедрить полный набор инструментов «Базель III», в том числе корректировку капитальных требований с учётом профиля риска (Компонент 2) и установление буферов капитала для системно значимых банков. Также предлагается привести методику расчёта активов, взвешенных по риску, в соответствие с базельскими нормами.

Отдельно выделены рекомендации по кредитному и проблемным активам. ЦБ предлагается ужесточить надзор за ипотечным кредитованием (особенно для заёмщиков без подтверждённого дохода), пересмотреть подход к дополнительному кредитованию уже существующих «стандартных» кредитов, расширить определение необслуживаемых кредитов и активов с пересмотренными условиями, а также ввести более строгие критерии перевода займов из категории проблемных в обслуживаемые.

Важным направлением МВФ считает учёт климатических и суверенных рисков. Регулятору рекомендуют интегрировать климатические риски в систему риск-ориентированного надзора, проводить анализ чувствительности банков к этим рискам и собирать соответствующую отчётность. Также предлагается системно отслеживать концентрацию вложений в государственный долг и учитывать результаты стресс-тестов при оценке устойчивости банков.

МВФ также обращает внимание на необходимость обновить требования по рыночному, процентному, ликвидному и операционному рискам, разработать полноценные сценарии стресс-тестирования, усилить регулирование аутсорсинга и внутреннего аудита, а для госбанков — расширить раскрытие информации по сделкам с госпредприятиями.

Отдельный блок рекомендаций касается борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Эксперты призывают продолжить усиление кадрового и технологического потенциала надзора в этой сфере и создать специализированные группы для работы с новыми рисками, включая операции с криптоактивами и мошенничество.

Рекомендации МВФ носят консультативный характер, однако их реализация, как отмечают авторы доклада, может существенно повысить устойчивость банковской системы Узбекистана и приблизить практику регулирования и надзора к международным стандартам.

Реакция ЦБ

Фото: Евгений Сорочин / Gazeta.

Центральный банк Узбекистана приветствовал проведённую миссией МВФ оценку и заявил, что часть рекомендаций уже реализована, а по ряду позиций регулятор не согласен с выставленными оценками.

В ЦБ напомнили, что ещё в 2019 году были приняты новые редакции законов «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности» и проведена самооценка на соответствие Базельским принципам, по результатам которой был сформирован план реформ надзорной и нормативной базы.

С тех пор, подчёркивает регулятор, пересмотрены требования к капиталу и ликвидности с ориентиром на «Базель III», усилены стандарты корпоративного управления, управления рисками, внутреннего и внешнего аудита, ужесточены нормы по крупным рискам, сделкам со связанными лицами, классификации активов и формированию резервов.

В 2023 году ЦБ официально перешёл к надзору на основе оценки рисков, что, по его оценке, стало «радикальным переходом» от прежней практики по соблюдению нормативов. Часть направлений, которые МВФ указал как подлежащие дальнейшему развитию — полное внедрение компонентов 2 и 3 Базеля, консолидированный надзор, регулирование аутсорсинга, — уже включены в текущий план реформ, но не были завершены к моменту миссии.

Регулятор сообщил, что после оценки уже внесён ряд изменений. Так, обновлено положение о системе управления рисками банков, где более подробно прописаны страновой риск и риск процентной ставки в банковском портфеле, а также усилены требования к управлению кредитным, операционным и рыночным рисками.

Пересмотрено положение о капитале банков: уточнены критерии включения инструментов капитала в состав дополнительного капитала первого уровня (AT1) в соответствии с базельскими нормами, а весовой коэффициент риска для позиций в отношении микрофинансовых организаций повышен как минимум до 100%.

ЦБ сообщил, что оценки корпоративного управления теперь полностью интегрированы в процесс инспектирования банков и включены в минимальные требования к выездным проверкам. Усилены и требования к ликвидности: обновлено положение об управлении ликвидностью, коэффициент покрытия ликвидностью (LCR) и коэффициент чистого стабильного фондирования (NSFR) приведены в соответствие с «Базельскими нормативами», уточнён состав высококачественных ликвидных активов и параметры оттока/притока средств.

Отдельно регулятор указал на укрепление макропруденциальной политики. В апреле 2025 года ЦБ утвердил положение, расширяющее использование инструментов, зависящих от характеристик заёмщиков: установлены требования к коэффициентам долговой нагрузки (DSTI), обеспеченности (LTV) и лимитам концентрации кредитного портфеля, а расчёт DSTI теперь учитывает обязательства по «отсроченным» услугам.

В числе принятых мер также назван новый закон «О гарантиях защиты вкладов в банках», вступивший в силу 19 февраля 2025 года, который должен привести систему страхования вкладов в соответствие с международными принципами.

ЦБ сообщил, что начал интеграцию в регулирование и надзор новых требований обновлённых Базельских принципов, в том числе по финансовым рискам, связанным с изменением климата, операционной устойчивости и ИКТ-рискам.

Утверждена стратегия управления и надзора за климатическими рисками, а требования к операционной устойчивости включены в положение о системе управления рисками, обязывая банки предотвращать операционные сбои и обеспечивать восстановление деятельности.

При этом регулятор выразил несогласие с рядом выводов миссии. В частности, ЦБ считает, что оценка по Основному принципу 10 (отчётность для целей надзора) «занижена» и не отражает объём и детализацию данных, которыми он располагает.

Банк подчеркнул, что собирает консолидированную финансовую отчётность на квартальной основе, использует защищённую платформу для передачи специальных отчётов и реализует SupTech-проекты для оптимизации отчётности. Регулятор также указал на «двойной учёт» недостатков по консолидированной отчётности в принципах 10 и 12.

По вопросу крупных открытых позиций ЦБ заявил, что действующие лимиты и соответствующее положение полностью соответствуют базельским требованиям, а взаимозависимости и отношения контроля находятся под строгим надзором в рамках как выездных, так и дистанционных проверок.

Комментируя замечания по рыночному риску и деривативам, ЦБУ отметил, что производные инструменты и ранее охватывались действующей системой управления рыночным риском, а недавние поправки к положениям по управлению рисками прямо фиксируют порядок их учёта.

С января 2025 года банки обязаны предоставлять подробные данные по каждому контракту с производными инструментами, а прибыль и убытки от операций в иностранной валюте ежедневно отражаются в отчёте о прибылях и убытках.

Центральный банк признаёт, что остаются направления для дальнейших реформ: донастройка требований к капиталу, внедрение контрциклических буферов и компонентов 2 и 3 Базеля, создание устойчивого режима консолидированного надзора, уточнение стандартов классификации активов и резервирования, а также совершенствование системы работы с проблемными активами.

Для реализации рекомендаций FSAP ЦБУ разработал дорожную карту, которая проходит промежуточное рассмотрение и, как ожидается, будет утверждена правлением в первом полугодии 2025 года.

Глава Центробанка Тимур Ишметов в октябре сообщал, что полная реализация стандартов Базель III запланирована до конца 2028 года, а переход на МСФО — до конца 2027 года.

Источник