Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
В июне инфляционные ожидания населения и бизнеса Узбекистана на следующие 12 месяцев снизились, следует из итогов опроса Центрального банка.
Инфляционные ожидания населения
Инфляционные ожидания бизнеса
Инфляционные ожидания разнятся в зависимости от уровня доходов. У граждан с доходом 2−3 млн сумов в месяц ожидания составляют 12,2%. В группе с доходами 7−10 млн сумов ожидания составляют 14,2%, а среди тех, кто зарабатывает свыше 15 млн, ожидания достигают 15,1% (в мае было 16,9%).
Среди лиц без доходов значительно выросли ожидания — до 14,9% (+3,4 п.п.).
Традиционно у группы опрошенных с доходом выше 7 млн сумов инфляционные ожидания остаются выше — такая тенденция фиксируется на протяжении последних 12 опросов.
Справка
Инфляционные ожидания — это то, как люди, компании и другие участники экономики представляют себе будущее изменение цен. Простыми словами, это их предположения о том, насколько товары и услуги подорожают через 12 месяцев.
Если вы ожидаете, что через год цены вырастут на 10%, это и есть ваши инфляционные ожидания. Бизнес, ожидая роста цен, может заранее поднять стоимость своих товаров или услуг, а сотрудники — просить повышение зарплаты, чтобы их доходы соответствовали будущим расходам.
Инфляционные ожидания могут влиять на реальную экономику. Например: если люди думают, что цены вырастут, они могут начать покупать товары заранее, что усилит спрос и ускорит рост цен. Компании могут закладывать инфляционные ожидания в цены и бюджеты, что тоже влияет на экономику.