Главная | КУЛЬТУРА | Есть только настоящее. В доме под снос в центре Ташкента открылась художественная галерея

Есть только настоящее. В доме под снос в центре Ташкента открылась художественная галерея

Фото: Фарзона Хамидова / Gazeta

Есть только настоящее. В доме под снос в центре Ташкента открылась художественная галерея

В заброшенном доме на Дархане открылась камерная галерея Haqiqiy. Художница Александра Романова превратила пространство, обречённое на снос, в место, где искусство оживает — пусть и на короткое время. «Газета» рассказывает, как дом принял своих первых посетителей и дебютную выставку «Глубина».

Сегодня, 08:10  

Культура  

Старенький одноэтажный дом по адресу Паркент, 115 впервые за долгое время ожил. Прохладный осенний воздух дрожит от музыки, детского смеха и взрослых голосов. За воротами гостей встречает уютный дворик: под ногами хрустит древесная кора, на заднем плане раскинулась клумба с цветами, на ещё зелёной лужайке развернулась фотозона. Несколько человек предпочли стога сена венским стульям. Подростки фотографируются с тыквами у крыльца. Дети собирают упавшие листья. К вечеру двор наполняется мягким светом огней, и проснувшийся после долгого сна дом распахивает двери.

Александра Романова.

Реклама на Gazeta

Художница начала искать подходящее пространство: просторное, но доступное по цене, которое можно было бы приспособить под выставочные проекты. Во время одной из прогулок по Дархану её внимание привлекли старые дома: пустующие, обветшалые, но с характером. Они словно ждали своего нового предназначения.

«Я спросила у партнёра по мастерской, знает ли он кого-то с пустующими домами на Дархане. Он вспомнил, что его друг купил старый дом под снос — просто чтобы дождаться компенсации. Никто не собирался там жить, судьба дома была уже решена. Тогда я предложила: „А если мы устроим там галерею?“. И он поддержал мою идею», — вспоминает она.

Теперь это тихое, камерное пространство площадью около 60 квадратных метров носит название Haqiqiy, что в переводе с узбекского означает «настоящий». По замыслу Романовой, галерея существует в настоящем: здесь нет прошлого, будущее ещё не наступило — есть только сейчас. Художница стремилась создать место присутствия, где человек может замедлиться, остаться наедине с собой и искусством, почувствовать дыхание момента.

«Мне хотелось, чтобы люди осознали, как дух времени не мешает, а, напротив, помогает раскрытию искусства. В обычных галереях с высокими потолками картины порой теряются в пространстве, а здесь они будто оказываются рядом — дышат вместе с тобой. Зритель может ощутить произведение в привычной, почти домашней обстановке. Всё доступное пространство использовано для экспозиции, благодаря чему искусство становится личным и близким. Это возвращает искусство туда, откуда оно вышло — к живому восприятию», — делится она.

В экспозиции представлено 10 картин и 10 скульптур. Особенно интересно, как работы художников взаимодействуют с самим пространством. Оттенки скульптур Сафаряна неожиданно совпадают с цветом старого дымохода. Потемневшие стены и трещины на штукатурке вступают в диалог с полотнами Тимура Эрнста Ахмедова. Местами под слоем белой краски проступают розовые обои — следы прошлого, которые, по словам Александры, «только добавляют правды» и усиливают ощущение подлинности всего происходящего.

15−16 ноября в галерее представят работы молодой художницы, имя которой пока Александра Романова оставляет в секрете. А спустя неделю откроется проект Osh bo’lsin — выставка о еде, вкусе и визуальной культуре потребления. Следить за предстоящими событиями можно в Telegram-канале галереи.

Источник