
Фото: Фарзона Хамидова / Gazeta
«Ташкент — пространство роста и свободы». Город глазами петербуржской художницы Александры Романовой
В 2023 году художница Александра Романова переехала из Санкт-Петербурга в Ташкент. Город, казавшийся временным убежищем, стал ей родным. Здесь она работает, творит, проводит выставки. Недавняя, под названием «Золотые люди», стала признанием в любви столице и горожанам, пишет Фарзона Хамидова.
Сегодня, 09:10
Культура
Когда художница и искусствовед Александра Романова три года назад приехала в Ташкент, ей казалось, что это короткая пауза в долгой петербургской жизни — смена воздуха, возможность посмотреть на себя со стороны. Незнакомый город, который поначалу казался временным убежищем, встретил её мягким, обволакивающим теплом, бесконечным солнцем и ощущением простора, которое, по её мнению, трудно объяснить словами.
«Вначале мне было сложно понять Ташкент, и именно поэтому я стала рисовать его, собирая словно по частям. Сначала через графическое исследование, затем через литературное я пришла к пониманию сути города: она не во внешнем, она в людях и в природе, которая всё ещё живёт внутри урбанистической среды», — говорит Александра.

Александра Романова.
Реклама на Gazeta
По словам художницы, она много гуляла, присматривалась к городу и постепенно выстраивала с ним связь. Так появились первые зарисовки в скетчбуке: силуэты прохожих, фрагменты знакомых зданий и улиц — быстрые линии маркером, фиксирующие мельчайшие детали городской жизни. Эти рисунки легли в основу её первой ташкентской выставки «Salom, Tashkent!», которая прошла в арт-пространстве Artikul 32 в декабре 2023 года. Яркие работы напоминали открытки с узнаваемыми символами города: базаром «Чорсу», мечетью «Хазрати Имам», Ташкентской телебашней и курантами, мороженым на «Ганге», пятничными пробками и т. д. В каждом холсте — сюжет из жизни столицы, в которую художница постепенно влюблялась.
«Пережив лето, осень, зиму и весну, я учусь видеть тебя таким, какой ты есть, и принимать без осуждения. Мне кажется, что у нас уже получается дружба, и пусть она будет основой. Спасибо тебе за людей, за парки, за тень и свет, за каждый солнечный день, за то, что сохранил, и за то, что строишь. И каждый день я радостно говорю тебе: „Salom, Ташкент!“», — пишет художница в своей книге «Salom, Tashkent!».

За дебютом в галерее последовали и другие проекты. Александра Романова стала не только участницей выставок, но и куратором. Работая с местными художниками, она всё глубже погружалась в локальную арт-среду: помогала организовывать мероприятия, формировать их концепции. Этот опыт привёл её к созданию собственной галереи Haqiqiy, которая уже два месяца принимает выставки как начинающих, так и опытных художников.
«Ташкент наполнен живописным творчеством. Здесь очень активная художественная жизнь, богатый культурный опыт и наследие. Мне интересно и радостно исследовать этот мир, и хочется делиться своими наблюдениями с другими», — рассказывает Александра.
Она говорит, что ей хотелось создать место, куда можно принести работу, которая ещё ищет свою форму, или идею, которая только начала собираться. Галерея стала таким пространством — живым, отзывающимся на происходящее в городе и в людях. Здесь нет выверенной дистанции между автором и зрителем, нет строгой разделённости между жанрами — всё существует в непосредственности, как и в жизни, на которую Романова всегда опирается в своём искусстве.

Опыт принятия, доверия, тепла стал лейтмотивом её новой выставки «Золотые люди», которая прошла на выходных. Серия из 17 картин родилась из чувства, что город раскрывает в людях то, что не всегда заметно с первого взгляда. По словам Александры, золото здесь не про богатство или блеск, а про внутренний свет, ту спокойную силу, которую люди несут в себе, порой даже не подозревая о её существовании.
Экспозиция объединила три серии, созданные в разные периоды жизни художницы в Ташкенте. Каждая из них передаёт отдельный этап внутреннего пути и её взгляд на город. Вместе они образуют визуальную историю о встречах — с местами, с людьми и с собой; внутренней трансформации и благодарности людям, чья поддержка помогла почувствовать новый город родным.

В самую раннюю серию под названием «Бассейн» вошли картины, написанные летом 2023 года. Для художницы это было время возвращения к себе после недавнего переезда из Санкт-Петербурга, где остались дом и закрытая мастерская. Прежняя жизнь ещё не отпустила, а новая пугала. Созерцание воды, её блеска и мерного движения стало способом не утонуть в тревоге: вода напоминала вид на Балтийское море в окне прежней мастерской и помогала постепенно осваивать новое пространство — сначала дом, затем улицу, потом город и, наконец, людей, которые незаметно входили в её жизнь и помогали укореняться.


Героями второй серии, ставшей сердцем выставки, стали работники службы благоустройства. Через их незаметный, но важный труд художница показывает, как простые каждодневные действия — уборка улиц, уход за деревьями, забота о порядке — создают ощущение уюта и делают город чистым и светлым.
«Я не могу объяснить, насколько я обожаю службы городского хозяйства Ташкента. Их оранжевые жилетки, длинные метлы, слаженную работу и организованность. Мне нравится наблюдать, как они отдыхают, рассаживаясь в тени деревьев и тихо переговариваясь. Женщины в огромных козырьках, прячущие лица от солнца… Я восхищаюсь их ежедневным трудом и самоотверженностью», — признаётся художница.
Третья серия картин посвящена цветам. Художница видит в них метафору признательности и благодарности «золотым людям» — тем, кто незаметно её поддерживал всё это время.
«„Золотые люди“ — это история о тех, чьи маленькие жесты, будь то приветствие, внимательный взгляд или короткая фраза в нужный момент, помогают человеку привыкнуть к чужому городу и почувствовать себя здесь своим. Это мой способ сказать „спасибо“ за эти три года!», — говорит Александра Романова.
Сама художница не знает, как долго её путь будет связан с Ташкентом. Она говорит, что сейчас этот город — её пространство роста и свободы, место, где искусство становится честнее, свет ложится иначе, а люди помогают увидеть то, что долго оставалось в тени. Её следующий проект — фотовыставка «Тот самый день» в стенах родной галереи Haqiqiy в последние выходные декабря — позволит взрослым и детям вновь окунуться в атмосферу детства. Ёлка с самодельными костюмами, рождественская ярмарка и живые музыкальные вечера подарят тепло и праздничное настроение.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ













