Главная | КУЛЬТУРА | «Ташкент — пространство роста и свободы». Город глазами петербуржской художницы Александры Романовой

«Ташкент — пространство роста и свободы». Город глазами петербуржской художницы Александры Романовой

Фото: Фарзона Хамидова / Gazeta

«Ташкент — пространство роста и свободы». Город глазами петербуржской художницы Александры Романовой

В 2023 году художница Александра Романова переехала из Санкт-Петербурга в Ташкент. Город, казавшийся временным убежищем, стал ей родным. Здесь она работает, творит, проводит выставки. Недавняя, под названием «Золотые люди», стала признанием в любви столице и горожанам, пишет Фарзона Хамидова.

Сегодня, 09:10  

Культура  

Когда художница и искусствовед Александра Романова три года назад приехала в Ташкент, ей казалось, что это короткая пауза в долгой петербургской жизни — смена воздуха, возможность посмотреть на себя со стороны. Незнакомый город, который поначалу казался временным убежищем, встретил её мягким, обволакивающим теплом, бесконечным солнцем и ощущением простора, которое, по её мнению, трудно объяснить словами.

«Вначале мне было сложно понять Ташкент, и именно поэтому я стала рисовать его, собирая словно по частям. Сначала через графическое исследование, затем через литературное я пришла к пониманию сути города: она не во внешнем, она в людях и в природе, которая всё ещё живёт внутри урбанистической среды», — говорит Александра.

Александра Романова.
Реклама на Gazeta

По словам художницы, она много гуляла, присматривалась к городу и постепенно выстраивала с ним связь. Так появились первые зарисовки в скетчбуке: силуэты прохожих, фрагменты знакомых зданий и улиц — быстрые линии маркером, фиксирующие мельчайшие детали городской жизни. Эти рисунки легли в основу её первой ташкентской выставки «Salom, Tashkent!», которая прошла в арт-пространстве Artikul 32 в декабре 2023 года. Яркие работы напоминали открытки с узнаваемыми символами города: базаром «Чорсу», мечетью «Хазрати Имам», Ташкентской телебашней и курантами, мороженым на «Ганге», пятничными пробками и т. д. В каждом холсте — сюжет из жизни столицы, в которую художница постепенно влюблялась.

«Пережив лето, осень, зиму и весну, я учусь видеть тебя таким, какой ты есть, и принимать без осуждения. Мне кажется, что у нас уже получается дружба, и пусть она будет основой. Спасибо тебе за людей, за парки, за тень и свет, за каждый солнечный день, за то, что сохранил, и за то, что строишь. И каждый день я радостно говорю тебе: „Salom, Ташкент!“», — пишет художница в своей книге «Salom, Tashkent!».

За дебютом в галерее последовали и другие проекты. Александра Романова стала не только участницей выставок, но и куратором. Работая с местными художниками, она всё глубже погружалась в локальную арт-среду: помогала организовывать мероприятия, формировать их концепции. Этот опыт привёл её к созданию собственной галереи Haqiqiy, которая уже два месяца принимает выставки как начинающих, так и опытных художников.

«Ташкент наполнен живописным творчеством. Здесь очень активная художественная жизнь, богатый культурный опыт и наследие. Мне интересно и радостно исследовать этот мир, и хочется делиться своими наблюдениями с другими», — рассказывает Александра.

Она говорит, что ей хотелось создать место, куда можно принести работу, которая ещё ищет свою форму, или идею, которая только начала собираться. Галерея стала таким пространством — живым, отзывающимся на происходящее в городе и в людях. Здесь нет выверенной дистанции между автором и зрителем, нет строгой разделённости между жанрами — всё существует в непосредственности, как и в жизни, на которую Романова всегда опирается в своём искусстве.

Опыт принятия, доверия, тепла стал лейтмотивом её новой выставки «Золотые люди», которая прошла на выходных. Серия из 17 картин родилась из чувства, что город раскрывает в людях то, что не всегда заметно с первого взгляда. По словам Александры, золото здесь не про богатство или блеск, а про внутренний свет, ту спокойную силу, которую люди несут в себе, порой даже не подозревая о её существовании.

Экспозиция объединила три серии, созданные в разные периоды жизни художницы в Ташкенте. Каждая из них передаёт отдельный этап внутреннего пути и её взгляд на город. Вместе они образуют визуальную историю о встречах — с местами, с людьми и с собой; внутренней трансформации и благодарности людям, чья поддержка помогла почувствовать новый город родным.

В самую раннюю серию под названием «Бассейн» вошли картины, написанные летом 2023 года. Для художницы это было время возвращения к себе после недавнего переезда из Санкт-Петербурга, где остались дом и закрытая мастерская. Прежняя жизнь ещё не отпустила, а новая пугала. Созерцание воды, её блеска и мерного движения стало способом не утонуть в тревоге: вода напоминала вид на Балтийское море в окне прежней мастерской и помогала постепенно осваивать новое пространство — сначала дом, затем улицу, потом город и, наконец, людей, которые незаметно входили в её жизнь и помогали укореняться.

haqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые люди

Героями второй серии, ставшей сердцем выставки, стали работники службы благоустройства. Через их незаметный, но важный труд художница показывает, как простые каждодневные действия — уборка улиц, уход за деревьями, забота о порядке — создают ощущение уюта и делают город чистым и светлым.

«Я не могу объяснить, насколько я обожаю службы городского хозяйства Ташкента. Их оранжевые жилетки, длинные метлы, слаженную работу и организованность. Мне нравится наблюдать, как они отдыхают, рассаживаясь в тени деревьев и тихо переговариваясь. Женщины в огромных козырьках, прячущие лица от солнца… Я восхищаюсь их ежедневным трудом и самоотверженностью», — признаётся художница.

haqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые люди

Третья серия картин посвящена цветам. Художница видит в них метафору признательности и благодарности «золотым людям» — тем, кто незаметно её поддерживал всё это время.

«„Золотые люди“ — это история о тех, чьи маленькие жесты, будь то приветствие, внимательный взгляд или короткая фраза в нужный момент, помогают человеку привыкнуть к чужому городу и почувствовать себя здесь своим. Это мой способ сказать „спасибо“ за эти три года!», — говорит Александра Романова.

haqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые людиhaqiqiy, александра романова, выставка, золотые люди

Сама художница не знает, как долго её путь будет связан с Ташкентом. Она говорит, что сейчас этот город — её пространство роста и свободы, место, где искусство становится честнее, свет ложится иначе, а люди помогают увидеть то, что долго оставалось в тени. Её следующий проект — фотовыставка «Тот самый день» в стенах родной галереи Haqiqiy в последние выходные декабря — позволит взрослым и детям вновь окунуться в атмосферу детства. Ёлка с самодельными костюмами, рождественская ярмарка и живые музыкальные вечера подарят тепло и праздничное настроение.

Источник