
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Апелляционная инстанция судебной коллегии по уголовным делам Ташкентского областного суда оставила без изменения приговор Зангиатинского районного суда по делу об убийстве 18-летнего жителя Келеса Аскара Гульматова. «Газета» изучила определение инстанции.
Преступление произошло 12 февраля около 22:50 на детской площадке между домами 16−17−22 в махалле «Озодлик» в Келесе, административном центре Ташкентского района. По версии следствия, 17-летний А. С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, поссорился со своим знакомым Аскаром Гульматовым и нанёс ему несколько ударов кухонным ножом. Однако родные погибшего утверждают, что нападавших было несколько.
Согласно приговору первой инстанции Зангиатинского районного суда, 17-летний А.С. признан виновным в умышленном убийстве (без отягчающих обстоятельств). Суд приговорил его к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.Реклама на Gazeta
Отметим, часть 1 статьи 97 (Умышленное убийство) Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы от 10 до 15 лет. Однако согласно статье 85 УК, лицам, совершившим преступления в возрасте от 16 до 18 лет, лишение свободы назначается до 7 лет за тяжкое преступление и до 10 лет за особо тяжкое преступление.
Апелляционная жалоба
В апелляционной жалобе мать Аскара Гульматова и её адвокат утверждали, что действия А. С. были неправильно квалифицированы по части 1 статьи 97 УК. Потерпевшие настаивали, что преступление совершено группой лиц и с особой жестокостью, и просили направить дело на дополнительное расследование для привлечения других причастных лиц.
Мать Аскара в суде первой инстанции подчеркнула, что её сыну было нанесено 12 ножевых ранений, и потребовала для подсудимого пожизненного заключения.
«Потому что моего сына уже не вернуть… [Подсудимый] говорит, что ударил 5−6 раз. А кто остальные [ножевые ранения нанёс]? Ведь нанесли 12 ударов. Или пусть скажет „я нанёс 12 ударов и убил бесчеловечным образом“», — сказала она в суде.
Показания подсудимого
В апелляционной инстанции А. С. подтвердил свои показания, данные в суде первой инстанции, и подробно изложил обстоятельства конфликта. Он рассказал, что был знаком с Гульматовым ранее, отношения между ними были напряжёнными. По словам А. С., Гульматов постоянно оскорблял его, не называя по имени, а используя выражения «бакалок» («толстяк»), «чучка» («свинья») и «семиз» («жирный»). Поэтому при встречах на улице они лишь обменивались приветствиями.
12 февраля около 22:00 А. С. находился на детской площадке вместе с друзьями — М. Тоиржоновым, Х. Рихсибоевым, И. Дилшадовым и знакомым И. Котибжоновым. Они выпили пива, после чего компания направилась в сторону дома А. С., но по дороге Х. Рихсибоев отошёл к себе домой.
На детской площадке между домами 16−17−22 А. С. увидел Гульматова, который сидел один на качелях. А. С. шёл, напевая мелодию, что, по его словам, не понравилось Гульматову. Между ними возник конфликт — как утверждал А. С., Аскар оскорбил его и тот разозлился. Он сказал, что сейчас вернётся, и пошёл домой за ножом.
Дома он взял кухонный нож с пластмассовой ручкой, положил его в задний карман брюк и вернулся на площадку. Когда он приблизился к Гульматову, тот встал и направился к нему. А. С. достал нож и ударил Аскара Гульматова в область живота. Тот потерял равновесие и упал на А. С., после чего нападавший несколько раз ударил его ножом в заднюю область грудной клетки. Точное количество ударов подсудимый не смог вспомнить.
После этого их разняли М. Тоиржонов и И. Дилшадов. В это время Аскар Гульматов потерял сознание и осел на землю. Тоиржонов вырвал нож из рук А. С. и выбросил его, затем позвонил в «103» и вызвал скорую помощь. В этот момент подошёл Х. Рихсибоев. А. С. отметил, что из-за темноты не видел других людей рядом.
Когда прибыли сотрудники органов внутренних дел, А. С. сообщил им, что ударил человека ножом. После этого сотрудники вместе с ним доставили Аскара Гульматова в больницу. Когда пострадавшего увезли внутрь, А. С. доставили в районный ОВД.
С его слов, никто из друзей участия в конфликте и нанесении ножевых ранений не принимал. Он также заявил, что глубоко раскаивается в содеянном.
Определение апелляционной инстанции
В решении отмечается, что судебная коллегия пришла к выводу, что вина А. С. в умышленном убийстве, установленная судом первой инстанции, полностью подтверждается его собственными показаниями, показаниями свидетелей, протоколами осмотра места происшествия, фото- и видеоматериалами, справкой о телесных повреждениях Гульматова, эпикризом о смерти, протоколами изъятия и осмотра вещественных доказательств, заключениями судебно-медицинской экспертизы и другими материалами дела.
Судебная коллегия считает, что действия А. С. были правильно квалифицированы судом первой инстанции по части 1 статьи 97 Уголовного кодекса, и поскольку отсутствуют какие-либо объективные доказательства, коллегия не согласна с доводами о том, что А. С. совершил преступление с группой лиц и с особой жестокостью.
При этом суд первой инстанции направил прокурору представление для проверки на наличие признаков преступления, предусмотренного статьёй 241 УК (несообщение о преступлении или его укрывательство), в действиях М. Тоиржонова, Х. Рихсибоева и И. Дилшадова.
Приговор оставлен без изменений, жалоба — без удовлетворения.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ