ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | Damas вместо школьных автобусов. Как в Сурхандарье решают вопрос перевозки учащихся и какие есть проблемы

Damas вместо школьных автобусов. Как в Сурхандарье решают вопрос перевозки учащихся и какие есть проблемы

Фото: Отабек Турдиев / Gazeta

Damas вместо школьных автобусов. Как в Сурхандарье решают вопрос перевозки учащихся и какие есть проблемы

Вопрос обеспечения школ в отдалённых районах автобусами начал постепенно решаться, но проблем ещё немало. В Сурхандарье, где некоторые дети преодолевают до школы более 10 км, вместо автобусов используют микровэны Damas. Это не самая безопасная машина, но лучше вариантов пока нет. Репортаж.

  O‘zbek tilida
  Ўзбек тилида

Сегодня, 13:31  

Общество  

В начале сентября стало известно, что в Узбекистане 74 тысячи детей, проживающих в отдалённых районах, посещают школы, которые находятся в среднем в 5−7 км от их домов. Было сообщено, что хокимы Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей организовали бесплатные автобусы для учащихся 100 отдалённых школ, и что их примеру в течение месяца последуют хокимы Самаркандской и Джизакской областей, а затем — и другие регионы. Корреспондент «Газеты» отправился в Сурхандарью, чтобы посмотреть, как работают школьные автобусы. Оказалось, что основным транспортом являются не автобусы, а микровэны Damas. При этом некоторые школы обслуживаются таким транспортом уже несколько лет.

«Пока возите детей на Damas»

Организация до 2030 года бесплатных автобусов для учащихся 715 средних школ в отдалённых и труднодоступных местностях предусмотрена в Стратегии «Узбекистан-2030», утверждённой в сентябре 2023 года. В 2024 году планировалось охватить 100 школ, в том числе 50 школ Сурхандарьи для перевозки 4210 детей. Как узнала «Газета», детей в основном перевозят не автобусы, а микровэны Damas, рассчитанные на семь пассажиров.

Музаффар Нормуродов.

Чтобы дети во время движения не могли внезапно открыть дверь машины, водитель снял внутренние ручки. Предупреждающего знака «Внимание, дети!» на заднем стекле пока нет. Его собираются наклеить в ближайшее время.

Умид Кодиров.

Автобус перевозит не только учеников из Кушатута, но и детей, живущих по пути — на расстоянии 3 км и более от школы. Некоторым из них приходится идти до места посадки пешком, преодолевая холмы и расстояние минимум 3−4 км.

«Автобус стал для нас очень удобным решением. Родители и дети очень довольны. Ученики рады, что успевают на занятия вовремя, а мы спокойны, что они добираются безопасно», — отметил руководитель школы.

Фото: Сурхандарьинский областной хокимият.

«Месяц-два назад специалисты Министерства транспорта изучили дорогу и рассчитали расходы. Сказали, что если будет аутсорсинг, автобус могут передать, закрепив за каким-нибудь предпринимателем», — рассказал директор школы Уктам Кулсохатов.

В управлении дошкольного и школьного образования рассказали, что для 287 учеников школы №18, которые добираются на занятия из отдалённых районов по дороге, нуждающейся в ремонте, длиной 11 км, планировалось выделить 5 автомобилей Damas.

Суточные расходы на это оценивались в 1,7 млн сумов, годовые — в 312,54 млн сумов. Годовые расходы по всей области на эти цели оценивались примерно в 2,5 млрд сумов. Однако это цифры 2024−2025 учебного года. Между тем, прошло уже два месяца с начала 2025−2026 учебного года.

«Непригодные» для автобусов дороги и затраты, которые «не окупаются»

В управлении транспорта Сурхандарьинской области прокомментировали «Газете», почему школам вместо автобусов выделяют «Дамасы».

damas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусы

По словам представителей ведомства, в некоторых районах дороги до школ признаны непригодными для движения автобусов. «Из-за отсутствия асфальта, а также большого количества арыков и низин по краям дорог движение небезопасно», — отметили в управлении. По этой причине Служба безопасности дорожного движения не выдала разрешение.

Руководитель пресс-службы хокимията Сурхандарьинской области Муродбек Давлатов сообщил «Газете», что в случае со школами, до которых издалека добираются всего 10−12 учеников, выделение автобуса признано нецелесообразным («Затраты не окупаются»). Для таких районов посчитали более подходящим вариант с Damas.

damas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусыdamas, сурхандарьинская область, школы, школьные автобусы

«Мы составили список водителей Damas в каждом районе. В некоторых районах нашлось всего по одному-два человека. Мы объяснили им, что размер их зарплаты зависит от числа учеников — в среднем от 1,2 до 3,5 млн сумов в месяц», — сообщил представитель управления транспорта области.

Из-за нехватки предпринимателей, готовых работать на условиях аутсорсинга, в некоторых районах для перевозки детей не удаётся найти даже «Дамасы». Однако, заверили в областном управлении финансов, «проблем с деньгами нет» — на транспортные расходы в текущем учебном году выделено почти 5 млрд сумов.

Источник