С целью разъяснения вопросов, вызвавших бурные обсуждения среди общественности по поводу увеличения суммы обязательного страхования для владельцев транспортных средств, заведующий кафедрой страхования Ташкентского государственного экономического университета Хужаёр Шиннаев и эксперт по оценке страховых рисков и ущербов компании Price Inform Хайдар Умаров, рассказали о ключевых аспектах изменений и о том, как совершенствуется защита интересов.
Что стоит за решением об увеличении суммы обязательного страхования до 80 млн сумов
Постановление Кабинета министров №458 от 23 июля 2025 года вызвало большой интерес не только среди специалистов в области страхования, но и среди водителей и широкой общественности. Эти изменения являются логичным продолжением последовательных реформ, направленных на развитие страховой системы в Узбекистане в соответствии с требованиями рыночной экономики и, что наиболее важно, на эффективную защиту населения от рисков и угроз.
Какие факторы стали движущей силой для увеличения страховой суммы
На фоне нынешнего экономического роста и увеличения доходов населения стало очевидным, что платежи в 40 млн сумов недостаточны. Например, в случае автомобильной аварии с двумя и более пострадавшими, покрыть ущерб каждому из них в пределах лимита 14 млн сумов было практически невозможно. То есть, реальная потребность и критерий справедливости потребовали принятия этого решения.
Как изменился размер страховых взносов и повлияет ли это на расходы водителей
Страховые взносы, конечно, изменились. Но в пропорциональном соотношении. На данный момент в регионах плата за обязательное страхование для легковых автомобилей составляет 160 тысяч сумов, а для Ташкента и области — 192 тысячи сумов. Для сравнения, эта сумма равна расходам на одну мойку машины. Однако страхование обеспечивает безопасность на целый год. То есть, речь идёт не только о сумме взноса, но и о степени защиты.
Увеличение страховых сумм: изменилось ли качество защиты
Защита была не только расширена, но и улучшены услуги в страховой сфере. Например:
- страховой фонд гарантии выплат теперь предоставляет юридические консультации и услуги по урегулированию ДТП;
- с 1 апреля 2026 года будет внедрена единая система страхового биллинга.
Все эти меры направлены на то, чтобы сделать процесс страхования более открытым, прозрачным и надежным.
Реакция общественности на изменения
Мнения среди населения и водителей разные, но общая тенденция — в сторону понимания и принятия. Потому что люди осознают, что риски сегодня значительно возросли. Страхование — это уже не просто бумага, а реальный инструмент защиты, что все больше ощущается.
Страхование — это не просто контракт или полис. Это важный институт, формирующий культуру безопасности и ответственности в обществе. Обновлённая система страхования — это эффективная защита и надёжное будущее для каждого гражданина и водителя.
«На мой взгляд, эти изменения введены не только своевременно, но и исходя из реальных потребностей на практике. Мы ежедневно оцениваем автомобили, повреждённые в результате ДТП. Цены на повреждённые запасные части рассчитываются на основе рыночной стоимости. Не секрет, что в последние годы, особенно с 2019 года, цены на запасные части значительно возросли. Особенно для автомобилей, произведённых за рубежом, даже в случае лёгкого ущерба расходы начинаются от 500 долларов США», — говорит Хайдар Умаров, эксперт по оценке страховых рисков и ущербов компании Price Inform.
Увеличение страховой суммы — шаг к приведению показателей в соответствие с рынком
Учитывая, что цены продолжают расти, на данный момент лимит в 40 млн сумов (35% от общей суммы компенсации: 14 млн сумов — ущерб имуществу, 26 млн сумов — ущерб жизни и здоровью) уже не является достаточным. На дорогах передвигаются люди разных социальных групп — некоторые могут покрыть излишнюю часть ущерба за свой счёт, но, например, водители такси не всегда имеют такую возможность. С этой точки зрения увеличение страховой суммы до 80 млн сумов (35% покрытия ущерба имуществу — 28 млн сумов, и 65% — ущерба жизни и здоровью пострадавших — 52 млн сумов) является также фактором, способствующим социальной справедливости.
«От застрахованных лиц было много требований и мнений по этому поводу. Люди понимают, что объем страховых выплат не соответствует реальной ситуации в жизни. Новая страховая сумма даст возможность полностью компенсировать реальные убытки. Это, в свою очередь, является справедливым механизмом компенсации не только для владельцев автомобилей, но и для пострадавших», — поделился Хайдар Умаров.
Практическое значение реформы
Во-первых, усиливается юридическая и финансовая защита участников дорожного движения. Во-вторых, возрастает доверие к системе ОСАГО. В-третьих, это также будет способствовать улучшению безопасности дорожного движения в стране. Самое важное — это то, что реформы, проводимые в сфере страхования, на практике служат интересам населения.
На правах рекламы.