Фото: Шухрат Латипов / Gazeta
С 1 ноября основной набор персональных данных физических лиц на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) приравнивается к их бумажной форме. Это предусмотрено указом президента Узбекистана от 8 сентября.
Согласно документу, с этой даты государственным органам и организациям запрещается истребование бумажной формы этих данных, если они представлены с использованием мобильного приложения ЕПИГУ — MyGov.
К такой информации относятся данные о паспорте, ПИНФЛ, водительском удостоверении, месте проживания, гражданстве, транспортных средствах, недвижимости, местах учёбы, работы, образовании, сведения о судимости или её отсутствии, самозанятости, наличии запрета на выезд из страны и так далее (полный список на узбекском языке).
Реклама на Gazeta
С 1 января 2026 года государственным органам и организациям также запрещается истребование от населения, в том числе субъектов предпринимательства, 30 видов данных и документов.
Среди них — справки о месте жительства, наличии запрета на автомобиль, медицинские справки по форме 083 и 063, национальный сертификат об уровне владения иностранным языком и другие. При оказании государственных услуг в процессе приёма на работу и осуществлении других административных процедур эти данные будут получаться посредством системы «Цифровое правительство».
За счёт внедрения межведомственного информационного обмена с 1 декабря текущего года также отменяется истребование при регистрации брака органами ЗАГСа у лиц, вступающих в брак, представления результатов медицинского осмотра, а при разводе на основании решения суда — решения суда.
С этой же даты отменяется обязательство призывников и военнообязанных представлять в органы обороны сведения об изменениях по месту проживания, месту учёбы, месту работы и должности.
В свидетельстве о регистрации автомототранспортного средства больше не будет указываться адрес собственника транспорта.
Указом установлено, что с 1 ноября центры государственных услуг получают право оказания услуг населению и субъектам предпринимательства по всем государственным услугам, внедрённым посредством ЕПИГУ.
До 2028 года количества услуг, предоставляемых посредством ЕПИГУ и центров государственных услуг, намечено довести до 900. При этом количество проактивных государственных услуг будет доведено до 53, а композитных — до 74.
С ноября при обращении в центры государственных услуг пенсионерам, беременным и гражданину, пришедшему с ребёнком в возрасте до 3 лет, доступ к госуслугам предоставляется вне очереди.
При регистрации граждан в Единой системе идентификации (OneID) в альтернативной форме вводится порядок биометрической идентификации личности (Face ID).
Благодаря сокращению бюрократических процедур, цифровизации государственных услуг и внедрения технологий искусственного интеллекта ожидается достижение экономии в год 47 млрд сумов средств населения и сокращение административных расходов на 80 млрд сумов.
За счёт поэтапного обеспечения органов самоуправления граждан и мест скопления населения 1100 интерактивными киосками намечено достичь экономии административных расходов в размере 49 млрд сумов. Первые 600 киосков должны установить в течение полугода за счёт средств внебюджетного Фонда развития органов и учреждений юстиции Министерства юстиции. Остальные 500 — за счёт кредита Фонда реконструкции и развития в размере 2 млн долларов США на срок 5 лет, включая льготный период 2 года, по ставке 2% годовых.
Напомним, с 1 июля цифровые версии целого ряда документов в приложении MyGov, включая паспорт и водительские права, были приравнены к бумажными. Граждане Узбекистана уже могут регистрироваться на внутренние авиарейсы по электронным документам. При этом некоторые банки и другие организации пока не признают цифровые копии документов. Водители также не могут предъявлять цифровые документы сотрудникам Дорожно-патрульной службы.