В Узбекистан приходит технология нового поколения — мобильная связь 5G. Она открывает новые возможности для развития «интернета вещей», благодаря которому можно существенно «прокачать» городской транспорт, железные дороги и промышленные предприятия.
Эксперт международной IT-компании IBA Group Геннадий Глевицкий объясняет, как эта технология выведет бизнес и городскую среду Узбекистана на новый технологический уровень.
Как IoT незаметно стал частью повседневной жизни
Люди ежедневно используют «интернет вещей» в быту и часто не задумываются об этом: от умных чайников до роботов-пылесосов, управляемых через Wi-Fi. Количество таких подключённых к сети устройств уже давно превысило население планеты и продолжает стремительно расти.
В основе этой технологии лежат три принципа:
- уникальная идентификация каждого объекта;
- оснащение его датчиками для измерения физических параметров: температуры, влажности, считывании биометрических данных;
- подключении к сети для обмена информацией с другими устройствами и приложениями.
«Умный» Ташкент и IoT: интеграция в транспортную инфраструктуру
Важнейшей составляющей Ташкента является его транспортная инфраструктура. Она объединяет сеть городских проспектов, улиц и переулков, а также потоки транспорта и пассажиров, перемещающихся по ним. И это отличный пример, чтобы показать преимущества IoT, построенной на базе мобильной сети поколения 5G.
Ключевые преимущества:
- высокая скорость до 1 Гбит/сек даёт возможность передавать потоковое видео с камер высокого разрешения без задержек;
- минимальная задержка в 1 миллисекунду обеспечивает удалённое управление технологическими процессами и транспортными средствами в реальном времени;
- приоритизация критичных устройств с гарантированной полосой пропускания обеспечивает бесперебойную связь для наиболее важных систем;
- поддержка до миллиона одновременных подключений на квадратный километр создаёт практически неограниченную ёмкость для объединения всех IoT-устройств в единую сеть.
Таким образом 5G обеспечивает неограниченное взаимодействие всех элементов интеллектуальной транспортной системы: дистанционно управляемые светофоры, камеры с анализом изображений в реальном времени, датчики мониторинга транспортных потоков и подключённый городской транспорт с системами диспетчеризации и информирования пассажиров.
Как это работает: например, система мониторинга определяет повышенное скопление людей в определённой локации и даёт команду диспетчерской системе направить на маршрут дополнительный транспорт. Или, наоборот, система управления пассажирским транспортом «видит», что один из автобусов выбивается из графика и взаимодействует с системой управления светофорами для организации «зелёной волны» для транспортного средства.
Как IoT «прокачает» железнодорожную отрасль Узбекистана
Железнодорожная отрасль — крупный инфраструктурный комплекс, объединяющий регионы страны для миллионов пассажиров. IoT открывает новые возможности для автоматизации железнодорожного транспорта.
Для железнодорожников, отвечающих за исправность инфраструктуры и подвижного состава, важна информация от датчиков и систем контроля. Устройства могут предсказать отказ раньше, чем он произойдёт. Интеграция с корпоративными информационными системами даёт возможность автоматически сформировать заказ на выдачу со склада запасных частей, необходимых для ремонта и запланировать заход локомотива в депо. Само депо тоже становится «умным» благодаря комплексным системам учёта и контроля.
Диспетчеры, управляющие движением, могут более эффективно планировать работу, сокращая задержки и простои поездов. Это удаётся благодаря получению от навигационных систем точной информации о местоположении, скорости движения и техническом состоянии локомотивов.
Персональные носимые трекеры умеют контролировать нахождение работников на железнодорожных путях и в других опасных зонах. Это поможет снизить риски травм на производстве и повысит уровень охраны труда.
Грузовладельцы будут точно знать, когда вагон подан под погрузку или убран с подъездных путей. А контролировать перемещение и сохранность груза в пути следования могут навигационные пломбы, активное внедрение которых ведётся на пространстве СНГ.
Для пассажиров создаются «умные» вокзалы, предоставляющие информацию и сервис с учётом актуальной ситуации с прибытием и отправлением поездов.
Обеспечивается контроль безопасности мест массового пребывания людей при помощи систем видеонаблюдения с применением искусственного интеллекта.
Аналитика данных о пассажиропотоках даёт возможность гибко оптимизировать расписание поездов, особенно в пригородном сообщении.
IoT-сети сделают безопасными промышленные предприятий Узбекистана
IoT существенно расширяет возможности автоматизации технологических процессов на крупных предприятиях: автомобильных заводах, химических и горнодобывающих комбинатах.
Часто эти предприятия располагаются за пределами города вне покрытия операторами связи. Но выход есть — можно создать частную беспроводную сеть и установить несколько базовых станций. При необходимости можно обеспечить доступ к сети внутри зданий и даже под землёй, в шахтах.
После строительства такой частной сети предприятие получает все возможности IoT для цифровизации производства и бизнеса.
Отличным примером является опыт Китая. Там реализованы проекты «безлюдных» карьеров и шахт, на которых все устройства, включая огромные карьерные самосвалы и экскаваторы, мониторятся и управляются удалённо. Операторы выведены из опасных производственных зон и работают в комфортных условиях в центрах управления.
IoT и 5G помогут Узбекистану укрепить высокие позиции в регионе
Узбекистану, как одной из передовых стран по цифровизации в регионе, стоит обратить внимание на те возможности, которые открывают данные технологии.
Синергия возможностей «интернета вещей», мобильной связи 5G и искусственного интеллекта даёт возможность создавать новые и перспективные проекты. Эти технологии меняют мир вокруг, делая его более удобным и безопасным.
Множество успешных проектов уже реализованы в разных странах, благодаря которым можно оценить пользу и преимущества данных решений. А Узбекистан может может стать передовой страной региона в области внедрения интеллектуальных транспортных систем на базе 5G.
Все это даст возможность построить надёжное цифровое будущего в соответствии со стратегией «Цифровой Узбекистан 2030», утверждённой президентом Шавкатом Мирзиёевым и направленной на ускоренную цифровизацию экономики страны.
На правах рекламы.