Шавкат Хайдаров.
Фото: Законодательная палата
Законодательная палата Олий Мажлиса приняла в первом чтении законопроект о поправках в статью 43−1 закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», которая расширяет сферу применения упрощённого взыскания долгов.
Первый заместитель директора Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Шавкат Хайдаров отметил, что институт упрощённого исполнения, внедрённый в 2022 году, доказал свою эффективность.
«За прошедшее время данный институт на практике доказал, что возможно эффективно взыскивать задолженности без выезда к должникам или обращения к их имуществу», — сказал он.
По его словам, в 2023 году было исполнено 2 млн исполнительных документов, в 2024 году — 2,4 млн, а за истёкший период 2025 года — ещё 1,4 млн без применения мер принудительного исполнения. Это позволило снизить нагрузку на районные и городские отделения бюро до 30%.
Реклама на Gazeta
Также, отметил он, в упрощённом порядке были прекращены 89 тысяч производств в связи с отменой решений суда или других уполномоченных органов.
«На сегодняшний день взыскание в упрощённом порядке применяется в отношении документов, касающихся административных штрафов, налоговой задолженности, государственной пошлины и почтовых расходов с физических лиц-должников», — уточнил Шавкат Хайдаров.
Он сообщил, что государственный исполнитель в настоящее время может совершать до 23 исполнительных действий в рамках одного производства. Проведённый анализ показал, что по ряду несложных дел возможно обеспечить эффективность исполнения без применения принудительных мер.
«В законопроекте предлагается предусмотреть возможность исполнения в упрощённом порядке исполнительных документов о взыскании расходов на видеоконференцсвязь, задолженностей в пользу коммунальных организаций, а также долгов с физических лиц в размере, не превышающем 5-кратную базовую расчётную величину (1,875 млн сумов)», — сообщил представитель Бюро.
Он отметил, что в таких случаях взыскание сможет производиться без выезда к должнику и без применения ареста или ограничений.
«Реализация законопроекта на практике позволит расширить категорию исполнительных документов, исполняемых без применения принудительного механизма государства, и предотвратить излишнее беспокойство должников. При этом проект закона не требует дополнительных расходов из госбюджета», — подчеркнул Шавкат Хайдаров.
Опасения
Депутат Народно-демократической партии Узбекистана Дилбархон Мамаджанова подняла вопросы, связанные с последствиями нововведений для граждан и качеством работы коммунальных и управляющих компаний.
Она напомнила, что в прошлом году парламент упростил управляющим компаниям и ТСЖ взыскание квартплаты с граждан, но за прошедшее время управляющие и сервисные компании подают в суд на граждан без предварительного уведомления.
«И только после того, как суд выносит решение, граждане получают уведомление вместе с суммой штрафа и государственной пошлиной», — заявила она.
Парламентарий также обратила внимание на низкое качество или полное отсутствие коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями, а также сервисными компаниями в махаллях. «Мы видим это на местах, при встречах с населением, и именно на это люди больше всего жалуются — потому что эти компании не работают», — подчеркнула Мамаджанова.
Кроме того, она выразила обеспокоенность возможными последствиями для социально уязвимых слоёв населения:
«Если на основании исполнительных документов начнут удерживать средства из зарплат, стипендий и пенсий людей с инвалидностью или из малообеспеченных слоёв населения, не поставит ли это их в ещё более тяжёлое положение? Не вызовет ли это их недовольство?»
В ответ первый заместитель директора Бюро принудительного исполнения Шавкат Хайдаров заверил, что взыскания с пенсий инвалидов производятся только в строго ограниченных случаях.
«Между Бюро и Национальным агентством социальной защиты заключено соглашение: взыскания с пенсий, выплачиваемых людям с инвалидностью, допускаются только по делам об алиментах. В остальных случаях удержания запрещены», — заявил он.
Хайдаров также пояснил механизм удержания с пенсий:
«До начала взыскания гражданин получает уведомление о наличии задолженности и о предстоящем удержании с пенсии. Если уведомление не было направлено, удержание не производится».
Что касается пенсий, выплачиваемых из внебюджетного Пенсионного фонда, то взыскания по исполнительным документам могут быть направлены на эти выплаты, но также только после обязательного информирования должника.
Отдельно он прокомментировал вопрос о взыскании средства с банковских счетов в упрощённом порядке. По его словам, после заседания фракции была достигнута договорённость с рабочей группой. «Если депутаты поддержат законопроект в первом чтении, то при подготовке ко второму чтению мы проработаем все поднятые вопросы и внесём предложения, не затрагивая концепцию закона», — сообщил Хайдаров.
Нарушение баланса прав сторон
Депутат от фракции УзЛиДеП Умид Якубходжаев выразил обеспокоенность расширением применения механизма упрощённого исполнительного производства на сферу коммунальных услуг, отметив возможное нарушение прав потребителей.
«Законопроектом вносятся концептуально новые положения. Если обратить внимание на содержание действующего закона, то он регулировал в первую очередь публичные правоотношения — связанные с налогами, административными штрафами, государственной пошлиной. А сейчас речь идёт о коммунальных услугах и обслуживании многоквартирных домов — это уже частно-правовые, гражданско-правовые отношения», — отметил Якубходжаев.
По его словам, с расширением действия упрощённого порядка создаётся дисбаланс в возможностях сторон:
«По нашему мнению, нарушается принцип равенства сторон в защите своих прав. Почему? Потому что, как вам известно, ранее были внесены изменения в законодательство о государственной пошлине. С конца 2024 года управляющие компании освобождены от её уплаты, а с начала 2025 года — и поставщики электро- и теплоснабжения».
Депутат также напомнил, что такие дела рассматриваются без судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 171 Гражданского процессуального кодекса, такие дела рассматриваются на основе судебного приказа, и само судебное решение приравнивается к исполнительному документу.
«А теперь ещё добавляется механизм упрощённого исполнения. Всё это, на наш взгляд, ограничивает возможности потребителей по защите своих прав. К тому же в упрощённой системе предусмотрены сокращённые сроки — 5 дней, тогда как в общем порядке исполнение судебных решений и других документов предусматривает 10−15 дней», — отметил он.
В завершение Якубходжаев предложил либо полностью исключить из проекта положения, касающиеся частно-правовых отношений, либо ввести конкретные гарантии, обеспечивающие потребителям равные условия и защиту их прав.
В ответ первый заместитель директора Бюро принудительного исполнения Шавкат Хайдаров подчеркнул, что предложенные изменения направлены на смягчение подхода к взысканию:
«Если исполнительный документ поступает в район, то государственный исполнитель может совершить до 23 исполнительных действий. Это может включать арест имущества, ограничение выезда и другие меры. В предлагаемой редакции мы предусматриваем, что при поступлении исполнительного документа в упрощённом порядке такие меры не применяются. Вместо этого будет использоваться только предупреждение, удалённая работа, взыскание с использованием информационно-коммуникационных технологий», — заявил представитель БПИ.
Он также заверил, что озвученные предложения будут учтены.
За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 105 депутатов, 3 выступили против, 6 воздержались.
Справка
Упрощённый порядок исполнения исполнительных документов — это процедура, при которой взыскание долгов с физических лиц (например, штрафов, налогов, госпошлин, почтовых расходов) проводится без визита к должнику и без ареста имущества. Всё происходит дистанционно — через банки и информационные технологии.
В отличие от обычного порядка, не применяются такие жёсткие меры, как аресты, запрет на выезд за границу и т. д.
После получения извещения у должника есть 5 рабочих дней, чтобы оплатить долг добровольно. После 5 дней, если нет уважительной причины, начинается принудительное списание денег со счетов, и дополнительно начисляется исполнительский сбор (штраф за принудительное взыскание).
Принудительно списать могут:
- деньги на банковских счетах;
- зарплату, пенсию, стипендию — но только если сумма долга не превышает минимальный размер оплаты труда (1,155 млн сумов).
Если взыскать не удалось — дело передаётся в обычный порядок.
Если суд или другой орган отменил документ, по которому взыскивались деньги, исполнитель обязан немедленно прекратить производство и уведомить об этом выдавший орган.