ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная | ОБЩЕСТВО | Запрет на опасные виды пиротехники и ответственность за лазеры планируется закрепить в законе

Запрет на опасные виды пиротехники и ответственность за лазеры планируется закрепить в законе

Шерзад Рабиев.

Фото: Законодательная палата

Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 15 июля приняла в первом чтении законопроект «О порядке обращения пиротехнических изделий», которым предлагается законодательно ограничить оборот опасных видов пиротехники и ввести административную ответственность за незаконный оборот портативных лазерных излучателей.

Заместитель министра юстиции Шерзад Рабиев напомнил, что пиротехнические изделия относятся к объектам гражданских прав, оборот которых недопустим.

«Гражданским кодексом предусмотрено, что такие объекты должны быть прямо указаны в законе. В связи с этим мы выносим на рассмотрение проект закона, которым ограничения на оборот пиротехнических изделий закрепляются на законодательном уровне», — пояснил он.

Реклама на Gazeta

По его словам, в последние годы участились случаи незаконной реализации и использования пиротехники, что создаёт угрозу безопасности граждан и общественному порядку.

«Особенно это касается несертифицированной, подпольно произведённой пиротехники, незаконно ввозимой на территорию республики. Это требует усиления государственного контроля», — отметил замминистра.

Согласно представленному проекту, все пиротехнические изделия классифицируются по пяти категориям опасности.

Пиротехника первой категории (например, бенгальские огни, настольные фонтаны, хлопушки) с радиусом опасной зоны до 0,5 м может находиться в свободном обороте: производство, хранение и использование разрешены.

Изделия второй категории (петарды, уличные фонтаны и др.) с радиусом опасности до 5 м, напротив, представляют повышенную угрозу для людей и полностью запрещаются для использования гражданами и юрлицами.

«Полный запрет на оборот пиротехники второй категории был установлен постановлением Кабинета Министров №724 от 1 декабря 2021 года. Теперь мы предлагаем закрепить этот запрет на уровне закона», — пояснил замминистра.

Третья, четвёртая и пятая категории пиротехники включают более мощные изделия, использование которых требует специальных знаний и лицензий. К примеру:

  • 3-я категория — фейерверочные батареи с радиусом опасности до 20 м;
  • 4-я — крупные фейерверки с радиусом свыше 20 м, в том числе запускаемые с высоты;
  • 5-я — спецустройства для гидрометеорологии, спасательных работ, в том числе сигнальные ракеты и железнодорожные петарды.

Их разрешено использовать только:

  • при проведении массовых мероприятий — по согласованию с Министерством обороны;
  • в промышленности — организациями с лицензией на обращение с взрывчатыми веществами;
  • в оборонных целях — структурами, определёнными президентом.

Кроме того, в законопроект включено предложение о введении административной ответственности за незаконный оборот портативных лазерных излучателей (могут быть использованы против экипажей воздушных судов).

«В 2013 году правительство уже запрещало их ввоз и обращение, но меры ответственности до сих пор не были предусмотрены. Мы предлагаем восполнить этот пробел», — добавил Рабиев.

Он также отметил, что при разработке законопроекта был учтён опыт США, Канады, Великобритании, Швейцарии, России, Казахстана и Кыргызстана.

«Реализация предложений позволит усилить контроль над обращением пиротехники, предотвратить её незаконный ввоз и оборот, а также обеспечить защиту прав потребителей», — подчеркнул замглавы Минюста.

Депутат Зафар Худайбердиев задал вопрос, касающийся включения в законопроект норм об административной ответственности за незаконный оборот портативных лазерных излучателей. Он обратил внимание на несоответствие содержания документа его названию.

«Если обратить внимание на название законопроекта — „О порядке обращения пиротехнических изделий“, то возникает вопрос: почему в статье 185−12 Кодекса об административной ответственности вводятся санкции в отношении портативных лазерных излучателей, тогда как они не отражены в самом названии? Они что, относятся к пиротехнике? Если относятся — это нужно чётко указать. Если не относятся — почему не указаны в названии?» — спросил депутат.

Он также отметил разницу в предлагаемом уровне санкций:

«Законопроект предусматривает ответственность за незаконное производство, хранение, транспортировку, ввоз и использование и пиротехники, и лазеров. Но за использование лазеров штрафы выше, чем за использование пиротехники. Почему? Есть ли разница в степени общественной опасности?»

Заместитель министра юстиции в ответ пояснил, что портативные лазеры не относятся к пиротехнике, но представляют схожую угрозу.

«С точки зрения предмета регулирования — это отдельная категория. В 2013 году постановлением правительства №50 уже был установлен запрет на ввоз, производство и хранение таких лазеров. Однако до сих пор меры ответственности за это не были предусмотрены», — отметил он.

«Да, лазеры не относятся напрямую к пиротехническим изделиям, но по своему назначению и рискам — угрозе гражданам и общественному порядку — они близки. Поэтому предложено объединить эти инициативы в одном пакете. Вы правильно отметили, что с точки зрения структуры закона это может вызвать вопросы, и мы готовы к обсуждению и доработке во втором чтении», — добавил он.

Почему штрафы за лазеры строже

Отвечая на второй вопрос депутата, Рабиев отметил, что по пиротехнике уже существует как административная, так и уголовная ответственность — в частности, по статьям 250 и 250−1 Уголовного кодекса. В отдельных случаях, например, если нарушение приводит к гибели людей или тяжким последствиям, предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

Что касается ужесточения ответственности за использование лазеров, он пояснил:

«Сегодня в Узбекистане не производится пиротехника второй категории, она вся незаконно ввозится. Основной проблемой стало не производство, а использование. Например, в 2024 году количество правонарушений по данной категории выросло вдвое, меры были применены в отношении 2891 человека».

«Именно поэтому предложено усилить наказание за незаконное использование, а не за производство. Ответственность дифференцирована в зависимости от практики нарушений и степени их общественной опасности», — сказал Рабиев.

Законопроект теперь должен быть рассмотрен во втором и третьем чтениях перед отправкой в Сенат.

Источник