Хоким Ташкента Шавкат Умурзаков.
Фото: Пресс-служба президента
Доля открытых решений хокима Ташкента Шавката Умурзакова упала с 53% до 33%. Это следует из данных портала E-Qaror, которые проанализировала «Газета».
С января по 18 августа этого года хоким столицы подписал 803 решения. Из них 264 (32,9%) опубликованы в открытом доступе, 539 (67,1%) — закрыты, в том числе 371 с грифом «Для служебного пользования» (ДСП).
Для сравнения, за аналогичный период 2024 года было принято 763 решения хокимията, из которых 405 (53,1%) были открытыми и 358 (46,9%) — закрытыми, в том числе 277 с грифом ДСП.
Реклама на Gazeta
Скриншот с портала E-Qaror.
Таким образом, общее количество решений увеличилось на 5,2% (+40 документов), а доля закрытых выросла с 46,9% до 67,1%.
Кенгаш народных депутатов столицы, напротив, увеличил прозрачность. С января по середину августа 2025 года он принял 172 решения, включая 135 открытых и 37 закрытых. Годом ранее за этот же период было принято 130 решений — 110 открытых и 20 закрытых. Количество документов выросло почти на треть, при этом уровень открытости остался высоким — 78% против 85% в 2024 году.
В период с января по 18 августа 2022 года, когда хокимом Ташкента был Джахонгир Артыкходжаев, хокимият столицы принял 1040 решений, из них 607 (58%) были опубликованы в открытом доступе и 433 были закрыты. Кенгаш народных депутатов за тот же период принял 225 решений, из которых 172 (76,4%) были открытыми и 53 (23,6%) — закрытыми.
Таким образом, хокимият Ташкента стал чаще ограничивать доступ к своим решениям.
В Министерстве юстиции отмечали, что хокимы могут принимать решения, какие документы публиковать в открытом доступе, а какие — нет. Согласно законодательству, хокимияты в некоторых случаях принимают решения и распоряжения, содержащие сведения, использование которых ограничено (сведения об обороне, безопасности, персональных данных, опеке и попечительстве и т. п.).
Однако в ноябре 2022 года «Газета.uz» выяснила, что хокимият опубликовал, а затем скрыл решения кенгаша о доходах и расходах городского бюджета за первое полугодие. Позже Министерство юстиции сообщило о восстановлении доступа к документам.
При этом хокимият столицы иногда не публикует в открытом доступе и экономические решения. В частности, хокимият в 2022 году потратил 18 млрд сумов на проведение шести фестивалей в мае-августе, но все контракты были заключены напрямую, а документы о них не размещались на портале E-Qaror. Позже Генпрокуратура выявила нарушения закона о государственных закупках в бывшем Главном управлении культуры Ташкента и сообщила о хищении бюджетных средств при проведении фестивалей.
В октябре 2024 года хоким Шавкат Умурзаков подписал решение о выделении 100 млрд сумов на субсидии по отоплению. Документ был скрыт, хотя в нём нет информации, требующей ограничения доступа. При этом в открытом виде было опубликовано решение о выделении жилья сиротам с именами и адресами детей.
В марте 2023 года были скрыты решения хокимов районов Ташкента о создании агитационных групп для пропаганды проекта Конституции Узбекистана в новой редакции, а решение хокима Ташкента об этом было удалено.
Директор Агентства по противодействию коррупции Акмал Бурханов в октябре 2024 года сообщал, что в 2023 году хокимияты приняли 115 тысяч решений, из них 43 тысячи (37,3%) были незаконно переведены в закрытый формат. По его словам, для борьбы с этим разработаны поправки в законодательство. Однако они до сих пор не были приняты.
«Мы выборочно изучили 194 закрытых решения. Когда мы их открыли, там оказались решения о выделении средств на строительство зданий, а также на поощрение и премии сотрудников… Свыше 30% решений закрытые, это означает, что они могут распоряжаться средствами по своему усмотрению», — сказал он.