Фото: amu.tv
Министерство иностранных дел Узбекистана выступило с заявлением в связи с демонтажем памятника и монумента Алишеру Навои в городе Мазари-Шариф Афганистана.
По данным местного издания Amu.tv, этот шаг вызвал недовольство среди ряда представителей образования и политиков тюркского происхождения в стране.
«По их словам, талибы проявляют не только неуважение к духовным ценностям других народов и историческому наследию человечества, но и стирают и унижают культурную и историческую самобытность страны», — отмечает издание.
Как пишет Afghanistan International, 20 августа в совместном заявлении 20 организаций осудили произошедшее как «открытое посягательство на общую память народа и часть национальной идентичности Афганистана». Они призвали ЮНЕСКО, международные культурные институты и правозащитников принять срочные меры для защиты афганского наследия.
Объяснение афганской стороны
По сведениям, полученным МИД Узбекистана, памятник Навои был демонтирован местными властями, поскольку «место его установки сочли недостаточно достойным для увековечения памяти великого мыслителя». Сообщается, что для поэта и философа планируется возвести «более масштабный мемориальный комплекс».
Реклама на Gazeta
При этом подчёркивается, что снос памятника не был согласован с Министерством информации и культуры Афганистана и общественностью, и «афганская сторона выразила сожаление по этому поводу».
Афганское правительство также пообещало воздвигнуть новый мемориал в честь Навои: благоустроить территорию, установить информационные таблички о его жизни и творчестве, а также назвать площадь его именем.
«Афганская сторона подчеркнула свою твёрдую приверженность сохранению памяти великого мыслителя, являющегося ценностью для всего региона, и заявила, что примет все необходимые меры для достойного увековечения его имени», — заявили в МИДе.
Напомним, барельеф с изображением Алишера Навои в Мазари-Шарифе был повреждён ещё в 2023 году: на его месте осталась белая стена, а граффити-портрет поэта оказался испорчен. Тогда МИД Узбекистана также связывался с афганскими представителями, которые назвали это проявлением вандализма и подчеркнули, что данный инцидент не отражает официальную политику временного правительства.
В сообщении внешнеполитического ведомства тогда говорилось, что «правительство Афганистана предпримет меры по восстановлению памятников и обеспечит уважительное отношение к общему достоянию».